Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

ПОСЛУШАНИЕ ВЫШЕ ПОСТА И МОЛИТВЫ

Для бесед во время своих многочисленных встреч с православными верующими протоиерей Андрей ТКАЧЁВ всегда выбирает темы острые, животрепещущие, не оставляющие равнодушным никого. Но не менее интересным складывается общение после выступления батюшки, когда он отвечает на вопросы слушателей.

— Что делать, если духовник навязывает тебе свою волю? Сменить духовника или смиренно выполнять, что он скажет?

— Даже прп.Серафим Саровский говорил, что ошибается иногда. А тут в XXI веке какой-то почтенный протоиерей, у которого голова забита тысячами дел на приходе, должен вам безошибочно ответить, будто он ясным умом, как орёл, летает под небесами и на все вопросы знает ответы... Опасно: а вдруг он своё, человеческое, скажет. Не надо играть в духовничество. Надо быть просто честным и со-страждущим, сопереживающим о человеке. И быть очень осторожным. Можно ведь что-то сказать мимоходом, а человек примет это как руководство к действию и повредится. Поэтому надо знать свою меру и сказать: «Знаешь, милый мой, я духовник-то весьма относительный. Давай-ка мы подумаем с тобой вместе. Попробуем эту проблему рассмотреть с разных сторон, придётся потерпеть, помолиться раз, другой, присмотреться».

Но нам ведь хочется, чтобы всё сразу: человек с благодатью ушёл, получил благословение — и у него всё сразу стало хорошо. С кем-то, может быть, по милости Божией так и произойдёт... но так не может быть с миллионной паствой. Вот один спрашивает: «Я монашество принять хочу». В ответ: «Принимай». А ты его первый раз видишь. Надо иметь зрение души от Бога, чтобы раздавать такие благословения. Надо бояться давать людям благословения.

— Молитва — это разговор с Богом. Но есть такое выражение: «Послушание выше поста и молитвы». Как его правильно понимать?

— В Священном Писании вы находили такое выражение? Нет. Это выражение можно назвать «монастырским фольклором». Всё хорошо в меру. Представим себе обитель, больше похожую на трудовой лагерь, чем на монастырь: множество людей, которые не ходят на службы Божии, а только работают, работают и работают. Человек не может всё время работать. Он должен работать, молиться, отдыхать. А ему говорят: «Послушание превыше поста и молитвы», — здесь можно перегнуть палку. Это монашеское определение, в миру трудно пристроить эту присказку.

Но и в монастыре при богомудром игумене, который переживает о духовном росте своих пасомых и не является властным человеком, стремящимся доказать своё, у монахов будет время для молитвы, келейного правила, чтения духовной литературы, работы.

— Как правильно понимать смирение?

— Обычно думают, что смиряться нужно, если согрешил. Согрешил — мол, теперь сиди и укоряй себя: «Я грешник, я такой-сякой». Это правда. Но не вся. Христос греха не имел. Однако Он говорит: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). То есть смирение напрямую с совершённым грехом не связано. Можно смиряться и не согрешая. Можно смирять гордыню, видя величие дел Божиих и сравнивая их со своей маломерностью. Или вникая в исторические судьбы Промысла. Можно смирять себя через деятельное сострадание. Путей много. Так же и с врагами. Можно, никого лично не обижая, иметь множество врагов. Для этого нужно всего лишь взять какой-нибудь конкретный грех, вытащить его из тьмы повседневности на общественное обозрение и надавать пощёчин. Греху, разумеется. Вы удивитесь, но многие после этого с вами разговаривать откажутся. А ещё многие разразятся такой матросской бранью, каковую вы при их дипломах не предполагали даже. Приведу пример. Есть заповедь о почитании отца и матери. Заповедь не оговаривает нравственных качеств родителей и не ставит почитание их в зависимость от «хорошести» последних. Однако и не требует любви, а только почитания. Но при этом «злословящий отца и мать смертью умрёт». Тем более — поднимающий руку на престарелых родителей. И вот вы в эфире или в компании жарко высказались на означенную тему. Описали мерзость насилия над старостью, которая дала вам жизнь. Все молча покивали головами. А кто-то вдруг заявил: «Ну, знаете ли… родители всякие бывают! Бывает такое! И вообще кто дал вам право так безапеляционно судить о тысячах различных судеб? И вообще кто вы такой? Да я вас…»  Очевидно, что «навозну кучу разрывая, вы вдруг нашли жемчужное зерно». Грех обличён, и грешник сам себя выдал с головою. Теперь, возможно, он ваш враг, ибо вы — проявитель его стыдной тайны. Так же будет и со всем остальным греховным перечнем. Сами вы не безгрешны, поэтому особых громов и молний от вас не дождёшься — совесть саднит. Но, даже вскользь обходя язвы общества, наткнёшься непременно на защитников воровства из бюджета, на защитников половой свободы до брака, абортов, разводов, курения марихуаны. На любителей пирсинга, адептов самоубийства, адвокатов педерастии, безбожия, обжорства, языческих жертвоприношений и прочего. Всё это «как бы намекает», а значит, вам, как невольному проявителю чужих «фокусов», странно совмещаемых с крестиком на груди, будет несладко. И вот с этой дикой реальностью сталкиваясь, вы и будете смиряться. Это будет хороший опыт смирения. В категорию громоотводов, собирающих на себя раскаты ненависти, попадают священники, журналисты, педагоги с ясно выраженной жизненной позицией. Это — ваши «вериги», которых вам не избежать. Разве что примете подвиг молчальничества о вещах, кругом происходящих.

— Сказано: «…всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» (Лк.12,10). Как, чем можно оскорбить Духа Святого?

— Духа Святого мы оскорбляем всяким делом и образом жизни, несовместимым с заповедями Иисуса Христа. То есть если мы встали на лыжи и покатились в сторону, противоположную Царству Небесному, то вся наша жизнь — непрестанное оскорбление Духа Святого. Очень много людей живёт так, будто они заключили с кем-то контракт и договорились каждый день оскорблять Духа Святого, мало того — каждый час, каждую минуту. Есть люди, которые для связи слов произносят слова, несовместимые с пребыванием Духа Святого возле человека или в человеке. Есть люди, которые любят делать то, что делать нельзя, о чём говорить нельзя, но они делают, говорят, да ещё и хвалятся этим. Есть люди, которые не хотят вечной жизни и, соответственно, не хотят ради неё пальцем пошевельнуть. Есть люди, которые смеются над Богом и над теми, кто верит в Бога и верит Богу. Есть люди, которые полагают свою славу в сраме, о чём ап.Павел говорил: «Горе им, их Бог — чрево, их слава в сраме, они мыслят о земном». Это постоянная вражда с Богом, поэтому оскорбить Духа Святого может каждый человек, и не раз за свою жизнь. Дух Божий — Дух разума, Ему претит всякое греховное безумие, Он Дух совета, крепости, страха Божия, благочестия, веры, Он целомудренный, кроткий. Гордец находится в борьбе с Ним, развратник — тоже, сребролюбец — без сомнения... Образ жизни человека, его намерения, его сердечная интуиция, когда «вместо сердца пламенный мотор», который движет его по жизни из греха в грех, — это вражда против Бога.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая