Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Размышления о вечном

ВСЕХ В БОЖИЙ НЕВОД — И КО ХРИСТУ

Шестого июля 1998 года, в день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, житель пос.Юкки Сергей Захаров на восходе солнца проснулся, подошёл к окну и увидел идущую по небу Богородицу. Матерь Божия пришла на холм (ныне здесь стоит храм Рождества Иоанна Предтечи), опустила на землю лёгкий прозрачный покров, и из земли в ярком свечении предстал пятикупольный храм из красного кирпича. Случилось это за одиннадцать лет до начала строительства храма. Об этом рассказал настоятель и строитель Предтеченского храма протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

— Так что мы все здесь под Покровом Богородицы находимся, — улыбнулся о.Григорий, — десять Пасх уже отслужили. И храм построили именно из красного кирпича, как Богородица показала. И я рад, что сам строил этот дом Божий, потому что о.Лев Нерода — наш благочинный — мне как-то сказал: «Особая милость Божия — служить в том храме, который сам построил». Это действительно так.

— Но, батюшка, получается, что сотни людей получили вас как священника, а тысячи лишились как врача. Ведь вы — доктор медицинских наук, ведущий психотерапевт-нарколог МИРВЧ (Международного института резервных возможностей человека).

— Почему же лишились? Я по-прежнему лечу людей, как я могу их бросить? Ведь люди едут за помощью со всей страны. Просто подводная лодка увеличилась в размере, а экипаж остался тем же. Пока Господь даёт силы, я буду и людей лечить, и Богу служить. Правда, появляюсь в институте я теперь только два раза в месяц. Работы много. Как член коллегии Синодального отдела у владыки Пантелеимона в Москве, я курирую общества трезвости по всей стране. Ещё я член межведомственной Патриаршей комиссии по взаимодействию между Минздравом и РПЦ. То есть мы один раз в месяц собираемся в Минздраве и от имени Церкви предлагаем свои поправки в медицинские законы.

Например, есть волонтёрское (добровольческое) движение, но нет закона о добровольцах: их могут пустить в медучреждение, а могут и не пустить. Значит, нужен Приказ Минздрава, упорядочивающий работу добровольцев. Далее, бомжи... Церковь собрала бомжей, обогрела, накормила, но как их лечить, если у них нет медицинских полисов? Опять нужен соответствующий закон.

— Ну вот, ваша комиссия передала свои пожелания, озвучила проблему... Что-то после этого меняется?

— Конечно. В прошлом году Церковь выявила 2000 случаев туберкулёза, многие носители — бомжи, которые общаются со здоровыми людьми, заходят в магазины, ездят в общественном транспорте. Далеко ли до беды? Мы довели это до сведения Минздрава. Результат? Теперь бомжей принимают на лечение без полисов, ускорен процесс выдачи паспортов. Минздрав прислушивается к голосу Церкви: там работает немало верующих людей.

Кстати, антиалкогольная концепция Русской Православной Церкви, утверждённая Священным Синодом, писалась в храме в Юкках, где мы с вами сейчас сидим. Священнослужители, принимавшие участие в её разработке, приезжали сюда со всех уголков России.

А ко мне, как к священнику и врачу, иногда приезжают батюшки, которым нужна помощь в преодолении личных проблем. Представьте, молодого священника, только что окончившего Духовную семинарию, посылают в глухую деревню, где полуразвалившийся храм да три старушки-прихожанки. Чтобы не умереть с голоду (а у батюшки уже детей двое-трое!), приходится заниматься огородом, заводить скотину, но с землёй и животными надо уметь обращаться. А ещё батюшке надо богослужение проводить, храм ремонтировать или строить. На детей, на семью времени нет.

Случается, матушки не выдерживают, уезжают, бросив батюшку одного. Бывает, не только молодые, но и опытные священники срываются, начинают пить — мы все люди. Я называю таких батюшек «угасающие костры», которые надо зажигать с Божией помощью. Вот недавно у меня полгода жил батюшка из-под Н—ска. Городок маленький, все пьют. У него восемь детей, сложная ситуация на приходе, денег нет, общаться не с кем...

Но разжигать потухшие костры нелегко. Тут важно действовать с любовью, тогда душа отчаявшегося начинает оживать, мягчеть, раскрываться, впитывая любовь и участие, как увядший цветок влагу. Этот батюшка первые два месяца избегал даже слова «зарок» (т.е. обещание Богу не пить, например, в течение двух месяцев, потом — полугода и т.д.), потом уже, после поста, согласился. Сейчас он вернулся в свою епархию, а наши прихожане собирают вещи для его ребятишек, повезём машиной, одна прихожанка-попечительница сделала денежный перевод.

И он такой не один. Нам всем — и священникам, и прихожанам — не хватает христианской любви, дружеского слова поддержки и взаимопомощи.

— Была в вашем храме на службе, батюшка. Что поразило? Никаких хождений и перешёптываний, никаких телефонных звонков во время службы и проповеди.

Служба — это общее делание, а в церквах зачастую бывает так: священники служат литургию, а миряне кто чем занят, потому что половину службы люди не слышат или не могут разобрать, что говорят священники. Вот и лезут им в голову посторонние мысли. И многое в Таинстве проходит мимо души человека. Словно на нелюбимой работе. В нашем храме священники чётко произносят каждое слово, чтобы люди понимали, что происходит. Кроме того, у нас хорошая акустика и аппаратура, а значит, если прихожанин будет разговаривать или возиться, то и его на весь храм слышно будет. Поэтому все стоят так, как положено стоять перед алтарём. А всю литургию иногда поёт любительский хор, да так, что не уступает хору профессиональному, который у нас тоже есть. Повторю: Божественная литургия — это общее делание. И иногда это у нас получается.

Богослужения идут ежедневно в 8 часов утра. По воскресным дням в семь утра начинается служба в нижнем храме, в десять часов — в верхнем, а потом все прихожане спускаются в нижний храм, где общаются за чаепитием. В Юкках все прихожане улыбаются, хмурых нет, потому что в нашем храме царит любовь. Ведь людей, пришедших в храм, надо не перевоспитывать, не в грехах уличать, их надо приводить к Богу.

Стержнем Божественной литургии является Евангелие. Когда прочитано Евангелие дня, я выхожу и говорю краткую проповедь. И исповедь мы выстраиваем вокруг Евангелия дня. И каждый раз мы разбираем и каемся в каких-то грехах, о которых шла речь в Евангелии в этот день. Как правило, на богослужении эта тема повторяется трижды для лучшего запоминания. Люди слушают, по благодати Божией видят свои грехи, каются и изменяются. Ведь грех — это талант без Бога, без благодати, без любви. И всякий раз высвечивается что-то. Во время поста, например, мы работали над молитвой Ефрема Сирина: «Зрите своя прегрешения и не осуждайте брата своего...» Чтобы каждый мог проанализировать, не превращается ли он из «пчелы» в «муху»? И как добиться, чтобы этого не происходило? Понимаете, духовная работа — это не только знания, но и любовь, и личный пример.

После службы я выхожу и ещё несколько часов общаюсь с людьми, которые приходят с разными проблемами. Известно, что многие апостолы были рыбаками и стали «ловцами человеков». Вот и для меня и для других священников нашего храма важно собрать всех людей в Божий невод — и ко Христу.

Адрес: 188652, Ленобласть, Всеволожский р-н, д.Юкки, Ленинградское шоссе, д.24Б. Тел. 8(812)924-35-13

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая