Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

АЛБАНСКИЙ ОРЁЛ И РУССКИЕ СВЯТЫЕ

Этим летом отпуск отнёс нас с дочерью на крыльях самолёта компании «Ямал» в тёплую Будванскую ривьеру Черногории, омываемую Адриатическим морем. Но разве можно улежать на пляже, если есть возможность совершить автобусную экскурсию в соседнюю Албанию, бывшую до недавнего времени самой закрытой страной Европы? Итак, в путь. Что мы знали об Албании, покидая гостеприимную Будву? Что проживают здесь в основном албанцы — 95% населения, а также греки, румыны, цыгане, сербы, македонцы. Крупные города — Дуррес, Шкодер, Поградец, Влера, Элбасан и столица — Тирана. Мы едем в Тирану и Шкодер.

Сказочная страна, сказочная история её рождения. Видели ли вы когда-нибудь флаг Албании? Красное полотнище с чёрным двуглавым орлом посередине, это ему Албания обязана своим названием — Страна горных орлов. Древняя легенда гласит: «Гигантский орёл принёс в своё гнездо змею. Охотник, видевший это, дождался, когда орёл улетел, убил змею, а птенца забрал с собой. Обнаружив пропажу птенца, орёл настиг похитителя и предложил обменять детёныша на магические способности: охотник будет видеть в темноте, станет неуязвимым в битве, достигнет вершин власти. Охотник согласился и стал первым правителем албанцев. А орёл украсил флаг и дал название стране».

Границу пересекли без приключений. Сопровождающий нас гид-черногорец Александр отнёс наши паспорта на контрольный пункт, албанцы, узнавшие, что едут русские, подняли шлагбаум.

Албания поразила обилием осликов вперемежку с мерседесами. Александр объяснил: «До недавнего времени здесь ездили на ослах, но в 1991 году в стране победила демократия, в 2009 году Албания вошла в состав НАТО, дверь в большой мир широко распахнулась, и албанцы навёрстывают упущеное. Мерседес здесь — показатель благополучия. И что примечательно — албанец готов мести улицы, мыть машины где-нибудь в Штатах, Швейцарии или в Германии, будет есть хлеб с водой, но своей нене (маме) купит машину, просторный дом и обзаведение, увешает её золотом, нене ни в чём не будет нуждаться». Автобус дружно засмеялся, а меня, если честно, покорила такая сыновняя любовь. Наши бы русские дети так любили и ценили своих матерей!

Меж тем автобус припарковался близ главной площади Тираны — площади Скандербега (национальный герой Албании), и Александр предупредил, что в Албании не соблюдаются правила дорожного движения, многие водители вообще не имеют прав, и нам надо успеть мышью шмыгнуть через дорогу. Мы столпились на тротуаре, приготовились... и тут произошло удивительное: гид высоко поднял руку и машины остановились как вкопанные. Наша группа спокойно перешла улицу, а я краем глаза успела заметить, как пожилая албанка, нагруженная авоськами, тоже подняла руку, и машины послушно замерли. Светофоров и правда мало — албанцы воспринимают светофоры как посягательство на их личную свободу. А у гида явно предвзятое отношение к албанцам. И мне подумалось, что и Россию кто-то до сих пор представляет так: по городам и весям ходят медведи, играют на балалайках, ревут «Ой, мороз, мороз, не морозь меня...», а пьяные мужики и бабы передвигаются по улицам перебежками от одной горящей смоляной бочки до другой, обогреваются около них, танцуя вприсядку...

Последний совет, какой мы получили от Александра: «Албания — мусульманская страна, здесь принято, что женщины появляются на улице только в сопровождении мужчины или в окружении своих детей. Нельзя заходить женщинам в бары, кофе, ресторанчики». У нас было полтора часа свободного времени, которое мы могли потратить, как душа пожелает. Сначала мы кружили по центру Тираны. Потом осмелели, стали забегать на отдалённые кривые тесные улочки, застроенные двух-трёхэтажными домами XVIII века, где и сделали свои лучшие покупки. А проголодавшись, решили угоститься национальным албанским блюдом — буреком. Подошли к навесу уличного кафе, огляделись. Действительно, отдыхают и наслаждаются жизнью в основном мужчины. Но вот за одним из столиков расположились три девушки-албанки. Ну что ж, где наша не пропадала. «Нам полбурека, и ещё разрежьте его на две половинки», — попросила дочь по-английски. Буреки здесь, надобно сказать, огромные, как солнце. Продавщица приподняла брови, силясь понять, что мы хотим. Тыкать пальцем было неудобно, и я пробубнила по-русски: «Увы, полбурека мы здесь не получим». Продавщина вдруг улыбнулась и отхватила ножом полпирога. Русский язык оказался понятней английского. И никого не удивило, что мы ходим без сопровождения мужчин. Мы с дочкой даже в мечети побывали, разувшись и закутавшись в платок.

Что нас действительно поразило в Албании, так это обилие бетонных бункеров. Их стали строить после окончания Второй мировой войны по распоряжению пришедшего к власти Энвера Ходжи. 700 тысяч бункеров по всей стране — по бункеру на четверых албанцев. Тысячи бункеров для пехоты и военной техники. А два огромных бункера даже соединяются туннелем c подсобными помещениями под водой. Они предназначались для укрытия, ремонта и снаряжения подводных лодок. Чудо-стройка прекратилась только после смерти Ходжи в апреле 1985 года. Бункеры стали приспосабливать к мирной жизни — как погреба для хранения сельхозпродукции. Те, что на пляже, переоборудовали в душевые, кафе, раздевалки. На некоторых построены гостиницы, а помещение внутри используется как склад. Самый большой бункер в Тиране стал музеем. С 2012 года многие бункеры стали просто уничтожать.

Следующим городом был Шкодер (или Скадар, как его называют в Черногории), на самой границе которого, как грозный часовой, стоит замок Розафати, с которым связана страшная история. В древние времена три брата задумали строить замок. И по совету колдуна надо было замуровать в стены человека, дабы стояли стены замка нерушимы в веках. Братья решили, что жертвой станет та из их жён, которая принесёт им наутро корзинку с едой. Но старшие братья схитрили, они рассказали своим жёнам о страшном уговоре. Младший брат оказался честным, и его жена Розафа наутро понесла братьям еду. Её замуровали, но так, чтобы грудь оставалась на поверхности для кормления недавно родившегося сына. Да, «жестокий век, жестокие сердца»...

Гуляя по Шкодеру, мы увидели золотое сияние православных крестов. Да, в Албании мирно уживаются мусульмане (сунниты и бекташи) и христиане (католики, православные и протестанты). Правда, столь благодатное равенство установилось не так давно — с приходом демократии в 1991 году. В православном храме нас встретил настоятель — о.Николай. Он рассказал: «125 лет назад эта церковь была освящена в честь русского святого — благоверного князя Александра Невского. Узнали об этом, когда несколько лет назад стали ремонтировать храм, пострадавший от взрыва, и нашли икону старинного письма. Оказалось, что на ней изображён русский святой — кн.Александр Невский. Кстати, в нашем храме есть ещё одна почитаемая икона — последнего русского царя — страстотерпца Николая II». Мы с благоговением приложились к иконам русских святых. А батюшка продолжал рассказ: «Когда я был маленьким, учительница каждый день спрашивала: «Ты веруешь в Бога? Где твой Бог? В кого ты веруешь?» Ведь в стране были запрещены все религии, а также ношение бороды: в 1967 году Албания была провозглашена атеистическим государством. Храмы закрывались или разрушались. Был на 50 лет закрыт и этот храм. Лишь когда пал коммунистический режим, начала сбываться мечта людей — верить свободно, без опаски. Ныне храм освящён в честь Рождества Христова, с приделом в честь св.князя Александра Невского».

Когда мы пошли покупать свечки, чтобы затеплить их у икон русского св.князя и русского св.царя, о.Николай пояснил: «У нас сложилась традиция — все свечки зажигать от одной лампады. — Он указал, от какой именно. — Почему? Святейший Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл передал нашему храму благодатный огонь, который получил в Иерусалиме в храме Гроба Господня на Пасху Христову в 2015 году. Мы с благоговением храним этот огонь... Как хорошо, что вы христиане и что посетили сегодня наш храм. Я рад приветствовать русских сестёр и братьев во Христе на албанской земле».

Эти слова грели сердца всю дорогу, пока мы возвращались в Будву. Ехали уже в темноте, узкую горную дорогу-серпантин освещали только фары нашего автобуса, слева зияла пропасть, но на душе было спокойно: с нами незримо присутствовали русские святые, которых знают и почитают в далёкой Албании.

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая