Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Ис пола эти, деспота!

НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ СЕЯТЬ В ДУШАХ СОМНЕНИЯ

14 августа на петербургском подворье Коневского монастыря состоялась пресс-конференция, посвящённая 125-летию Выборгской епархии. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сказал: «Образование епархии было важным событием в истории этой местности. Основной религией здесь было лютеранство. За 25 лет появились православные образовательные учреждения, новые приходы, строились храмы, многое изменилось во взаимоотношениях лютеран с православными». В 2013 году решением Священного Синода Выборгская епархия была возрождена. В её состав вошли Выборгский, Всеволожский и Приозерский районы Ленобласти. За несколько лет существования возрождённой епархии увеличилось количество приходов и клириков. Ныне строится 36 храмов, а вскоре начнётся строительство кафедрального собора во Всеволожске.

Но, как мы знаем, церковь — это не стены, а люди. А как в наше время привлечь молодёжь в храм? Есть священники, которые считают, что если бы Христос пришёл на землю в наши дни, то был бы рок-музыкантом и таким образом бы проповедовал. Представляете Нагорную проповедь в стиле рок?! Другой батюшка с байкерами дружил. Очень популярны ныне футбольные матчи, например, команда священников соревнуется с командой заключённых. Но нужно ли подстраивать Евангелие под группки людей, сообразуясь с их интересами? Отвечает настоятель храма свв.равноапп. Константина и Елены г.Всеволожска, помощник благочинного по образовательной деятельности Всеволожского благочиния иерей Дионисий БУНЦЕВ.

— По поводу рок-музыки… такое предложение может заинтересовать малую часть молодёжи, которая увлекается этим музыкальным направлением. Для остальных такая «проповедь» неприемлема и ничего, кроме отторжения, не вызовет. А мы знаем, как в том же Интернете люди любят глумиться над тем, что им непонятно.

А я хотел бы отметить один значимый для нашей Выборгской епархии момент: правящий епископ нашей епархии владыка Игнатий до мая 2017 года был председателем Синодального отдела по делам молодёжи всей РПЦ. И владыка попросил меня помочь ему в вопросах молодёжи, поскольку я был секретарём Синодального отдела по делам молодёжи в Москве.

В работе с молодыми людьми и подростками главное — помнить, что Господь Иисус Христос никогда не насиловал свободную волю человека, дав её однажды. Он, даже искупив человека крестной смертью Своей, не забрал её обратно, хотя знал, что человек снова на­чнёт грешить, оступаться…
В нашей епархии в последние годы работа с молодёжью претерпела большие и благие изменения. С подачи настоятеля храма прав.Иоанна Кронштадтского в пос.Колтуши о.Артемия Литвинова мы стали размещать на территории нашего благочиния баннеры (рекламные растяжки) обо всех значимых мероприятиях и праздниках Церкви. И первый баннер рассказал о праздновании Дня православной молодёжи — на Сретение Господне 15 февраля. В 1990—1991 годах на Поместном Соборе главы Церквей пришли к тому, что необходим особый день, особый отдел, особое попечение о молодом поколении, которое является нашим будущим.

Раньше государство было православным и государи наши были верующими православными людьми. Сейчас, увы, не так. У нас есть целые «потерянные» поколения, до которых никому не было дела. Наша задача — не повторять ошибок прошлого.

— Сколько всяких баннеров по дорогам развешано!.. На них внимания никто не обращает.

— Наши привлекли внимание. Сужу по своему храму, в котором появились новые лица. Когда спрашиваю, что привело их в храм, многие отвечают, что прочитали баннер о праздновании Дня православной молодёжи и заинтересовались. По словам самого владыки, его знакомые, чиновники, друзья говорили, что на них наши баннеры произвели неизгладимое впечатление. Ибо раньше Церковь не выходила в массы, используя современные технологии. Теперь наша задача удержать этих людей в Доме Господнем, заинтересовать, открыть им глубины нашего православного мировосприятия, чтобы они не ушли из Церкви, увидели, что храм — это не место, где собираются старушки, а место, где интересно и молодым.

— Слышала, в Выборгской епархии проводился Пасхальный бал. И было немало критики по этому поводу: мол, какое отношение имеют бал и танцы к Воскресению Христову?

— Критика всегда возникает, когда появляется что-то новое. Критиковать легче, чем дело делать. И замечаются только огрехи… Понимаете, нам не хватило времени, чтобы всё продумать. Но у нас были очень жёсткие требования: никаких декольте, не оголять спину, руки, длина юбки — ниже колен, поскольку бал посвящён Празднику всех праздников.

— Проще было бы облачиться в русские национальные костюмы — красиво и приличия соблюдены.

— Мероприятие готовилось совместно с бальным обществом, потому необходимы были бальные наряды.

Участие приняли 60 православных юношей и девушек. Сколько было новых знакомств, возникших симпатий! Где ещё найти столь массовую площадку для знакомств православной молодёжи? Юноши и девушки приехали из разных благочиний и могли бы никогда не встретиться… В следующий раз они приведут своих друзей, научат их не бояться Церкви, церковных общин.

— Хорошие слова вы сейчас сказали: «не бояться Церкви». Чем же так пугает Церковь? — Красивые храмы, обустроенная территория, благожелательное отношение, торжественная служба… Гонений на посещающих церковь нет.

— Молодой человек (юноша или девушка) — это очень трепетное существо, претерпевающее в этом возрасте переустройство своего характера, миропонимания. К сожалению, зачастую семья, семейные традиции в этом возрасте начинают тускнеть, терять авторитет. А важными кажутся высказывания друзей, знакомых, нередко значительно старших по возрасту, набивших немало шишек, но так и не выбравшихся на правильную дорогу. Такие люди, случается, негативно отзываются о Церкви, о вере. Бывает, человек зашёл в церковь, чтобы свечку за болящую маму поставить, а друзья подымают его на смех… Молодые люди очень ранимы. Насильно ломать сложившийся стереотип безполезно, не услышит, может даже озлобиться. И только увидев всё своими глазами, они понимают, что храм — это место, куда давно звала их душа, где им хорошо. Поэтому и приходится за душу каждого, пусть даже случайно зашедшего в храм человека, вести битву.

Всем памятны состоявшиеся летом 2015 года епархиальные молодёжные соревнования по картингу. Гонка прошла на трассе клуба «PitStop Нарвская» и была приурочена к 10-летию архиерейской хиротонии епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Соревнования по картингу, футболу, где царит азарт. Много нелестного приходится слышать о таких соревнованиях и их организаторах.

— Церковь живёт по Законам, данным ей Богом. И эти же нормы правят мирским обществом: нельзя воровать, убивать, лжесвидетельствовать. Значит, и Церковь, находясь в лоне государства, должна соответствовать вопросам времени, которые перед нами стоят. Вспомните слова ап.Павла: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев... для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом... чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9,20—22). Апостол не говорит, что он стал нарушать Закон Христов, но в любом собрании вёл себя так, чтобы походить на тех, к кому пришёл. Чтобы не оттолкнуть людей сразу от себя, чтобы хоть кто-то услышал его слова о Христе и постепенно, дозревая, стал христианином. И мы, работающие с молодёжью, стараемся следовать примеру ап.Павла, стараемся вникнуть в вопросы, которые интересны каждой группе людей.

— Католики и протестанты шли по этому пути. Сейчас во многих их храмах рестораны, гостиницы…

— Верно. Но они допустили серьёзную ошибку, которая шла ещё с ранних веков христианства. Вспомним евангельское чтение на праздник свв.апостолов Петра и Павла: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф.16,18). Вот здесь и начинается очень важное расхождение православия и католицизма. Православие учит, что камень веры — это не ап.Пётр, а его исповедование, его вера. Католики учат, что камень веры и есть ап.Пётр. Пётр, который трижды отрёкся от Христа, бежал из Рима в страхе, которого впоследствии ап.Павел уличал в лицемерии, лукавстве. Разве может такая церковь устоять? Католическая церковь отступает перед натиском светского мира, её перестают слышать и уважать. Но Церковь, которая устроена на исповедовании веры, на любви, — устоит, и врата адовы не одолеют её.

Мы, идя навстречу молодёжи, светскому обществу, не меняем сути веро-учения Христа, не теряем стержень веры своей. Вот играет священник в футбол или хоккей — не страшно. Но если он станет материться, как все, — участники этой команды в церковь не пойдут. А зачем, если там так же, как и везде? Но если он, занимаясь спортом, остаётся христианином, исполняет Заповеди Христа, то, глядя на него, остальные проникнутся уважением к верующим. Они увидят, что он не фанатик зашоренный, а нормальный человек, который исповедует Христа, — и в этом его сила.

— А нет опасности, что в итоге не он кого-то приведёт в церковь, а сам уйдёт в байкеры, футболисты, рок-музыканты?

— Мы подвергаемся различным опасностям каждый миг своей жизни. Выходя из храма, мы идём домой, на работу, в магазин, в театр... Где гарантия, что там мы не подвергнемся соблазнам?

— Вот строки из письма нашего читателя Алексея Карамова: «Стал обращать внимание на футбольные матчи, организуемые в разных епархиях, в которых участвуют и священники. Но старец Варсонофий Оптинский говорил о футболе как о бесовской игре. Нужен ли такой вид «миссионерской» деятельности, допустима канонически такая деятельность для священнослужителей?» Когда мирянин играет в футбол — это одно, но когда священник в рясе, а тем более монах, гоняет мяч по полю или участвует в соревнованиях по картингу, это как раз и попахивает соблазнами.

— Мы забываем, что священнослужитель тоже человек, с теми же проблемами, интересами, горестями и радостями, что и у мирян, но облечённый благодатью свыше. Оттого и спрос с него больший: то, что мы прощаем мирянину, человеку воцерковлённому, мы ни за что не простим священнику, диакону. Однако не только священнослужитель, — каждый христианин является примером жизни во Христе, каждый является апостолом. Вспомним Прп.Сергия Радонежского: ведь не только его слова, его проповедь, но сама жизнь святого стали не­оценимой миссией пастырского служения. Сколько людей спас Преподобный, скольких отвратил от безчестия, безумия и жизни греховной примером своей жизни! Мы все призваны быть проповедниками самой своей жизнью.

Мы любим оглядываться на первые века христианства: вот, мол, были истинно верующие. Современный человек такое служение Богу понести не в состоянии, слишком слаб духовно. Но мы в состоянии украшать свою жизнь делами милосердия, добродетелями.

Возвращаясь к картингу, говоря об азарте, можно сказать одно: перед соревнованиями молодёжи священники делали свой показательный заезд во главе с нашим епископом Игнатием и известным картингистом Виталием Петровым. Конечно, дух соревнования неотъемлем от спорта. Да, в спорте нужно быть нацеленным на результат, иначе нет смысла этим заниматься, тем более если ты представляешь свою страну. Но это не должно завладеть твоим сердцем и душой. И, кстати, многие спортсмены — верующие люди. Тот же Петров перед соревнованиями откровенно рассказал, как он готовится к каждому заезду в «Формуле-1»: «Я садился на корточки и молился, я не стеснялся креститься и благодарить Бога после заезда». И ребята, которые слышали эти слова от прославленного гонщика, призадумались. И садясь в машины, тоже молились и крестились. А проигравшие — задумайтесь над этим — приняли свой проигрыш со смирением!

— На фото владыка Игнатий сидит в спортивной машине в подряснике и с архиерейским крестом.

— Перед заездом и подрясник, и крест владыка, конечно, снял. Но нательный крестик остался, а как же!

Соревнования эти собрали молодёжь всей нашей епархии, где бы ещё мы могли так встретиться? А до этих соревнований в Выборг приезжал прославленный боец в боях без правил Фёдор Емельяненко. Он не только посетил многие спортивные площадки, но и присутствовал на богослужениях в храмах, встречался с владыкой Игнатием. И он рассказывал, как молится и крестится перед боем. Он показывает, что православный человек не слабак, но сильный человек, и сила его — во Христе. В жизни он очень скромный и мягкий человек. Сейчас многие молодые парни интересуются спортом — футболом, хоккеем, экстремальными видами спорта, боксом… значит, нам надо идти к ним. Молодёжь хочет, чтобы соревнования стали ежегодными и чтобы проводились пасхальные балы. Хотят активно участвовать в жизни прихода, а не быть лишь зрителями совершаемого священнослужителями богослужения. Им нужно, чтобы трудилась не только душа, но и мозги, и руки.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая