Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
14 августа на петербургском подворье Коневского монастыря состоялась пресс-конференция, посвящённая 125-летию Выборгской епархии. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сказал: «Образование епархии было важным событием в истории этой местности. Основной религией здесь было лютеранство. За 25 лет появились православные образовательные учреждения, новые приходы, строились храмы, многое изменилось во взаимоотношениях лютеран с православными». В 2013 году решением Священного Синода Выборгская епархия была возрождена. В её состав вошли Выборгский, Всеволожский и Приозерский районы Ленобласти. За несколько лет существования возрождённой епархии увеличилось количество приходов и клириков. Ныне строится 36 храмов, а вскоре начнётся строительство кафедрального собора во Всеволожске.
Но, как мы знаем, церковь — это не стены, а люди. А как в наше время привлечь молодёжь в храм? Есть священники, которые считают, что если бы Христос пришёл на землю в наши дни, то был бы рок-музыкантом и таким образом бы проповедовал. Представляете Нагорную проповедь в стиле рок?! Другой батюшка с байкерами дружил. Очень популярны ныне футбольные матчи, например, команда священников соревнуется с командой заключённых. Но нужно ли подстраивать Евангелие под группки людей, сообразуясь с их интересами? Отвечает настоятель храма свв.равноапп. Константина и Елены г.Всеволожска, помощник благочинного по образовательной деятельности Всеволожского благочиния иерей Дионисий БУНЦЕВ.
— По поводу рок-музыки… такое предложение может заинтересовать малую часть молодёжи, которая увлекается этим музыкальным направлением. Для остальных такая «проповедь» неприемлема и ничего, кроме отторжения, не вызовет. А мы знаем, как в том же Интернете люди любят глумиться над тем, что им непонятно.
А я хотел бы отметить один значимый для нашей Выборгской епархии момент: правящий епископ нашей епархии владыка Игнатий до мая 2017 года был председателем Синодального отдела по делам молодёжи всей РПЦ. И владыка попросил меня помочь ему в вопросах молодёжи, поскольку я был секретарём Синодального отдела по делам молодёжи в Москве.
В работе с молодыми людьми и
подростками главное — помнить, что Господь Иисус Христос никогда не насиловал
свободную волю человека, дав её однажды. Он, даже искупив человека крестной
смертью Своей, не забрал её обратно, хотя знал, что человек снова начнёт
грешить, оступаться…
В нашей епархии в последние годы работа с молодёжью претерпела большие и благие
изменения. С подачи настоятеля храма прав.Иоанна Кронштадтского в пос.Колтуши
о.Артемия Литвинова мы стали размещать на территории нашего благочиния баннеры
(рекламные растяжки) обо всех значимых мероприятиях и праздниках Церкви. И
первый баннер рассказал о праздновании Дня православной молодёжи — на Сретение
Господне 15 февраля. В 1990—1991 годах на Поместном Соборе главы Церквей пришли
к тому, что необходим особый день, особый отдел, особое попечение о молодом
поколении, которое является нашим будущим.
Раньше государство было православным и государи наши были верующими православными людьми. Сейчас, увы, не так. У нас есть целые «потерянные» поколения, до которых никому не было дела. Наша задача — не повторять ошибок прошлого.
— Сколько всяких баннеров по дорогам развешано!.. На них внимания никто не обращает.
— Наши привлекли внимание. Сужу по своему храму, в котором появились новые лица. Когда спрашиваю, что привело их в храм, многие отвечают, что прочитали баннер о праздновании Дня православной молодёжи и заинтересовались. По словам самого владыки, его знакомые, чиновники, друзья говорили, что на них наши баннеры произвели неизгладимое впечатление. Ибо раньше Церковь не выходила в массы, используя современные технологии. Теперь наша задача удержать этих людей в Доме Господнем, заинтересовать, открыть им глубины нашего православного мировосприятия, чтобы они не ушли из Церкви, увидели, что храм — это не место, где собираются старушки, а место, где интересно и молодым.
— Слышала, в Выборгской епархии проводился Пасхальный бал. И было немало критики по этому поводу: мол, какое отношение имеют бал и танцы к Воскресению Христову?
— Критика всегда возникает, когда появляется что-то новое. Критиковать легче, чем дело делать. И замечаются только огрехи… Понимаете, нам не хватило времени, чтобы всё продумать. Но у нас были очень жёсткие требования: никаких декольте, не оголять спину, руки, длина юбки — ниже колен, поскольку бал посвящён Празднику всех праздников.
— Проще было бы облачиться в русские национальные костюмы — красиво и приличия соблюдены.
— Мероприятие готовилось совместно с бальным обществом, потому необходимы были бальные наряды.
Участие приняли 60 православных юношей и девушек. Сколько было новых знакомств, возникших симпатий! Где ещё найти столь массовую площадку для знакомств православной молодёжи? Юноши и девушки приехали из разных благочиний и могли бы никогда не встретиться… В следующий раз они приведут своих друзей, научат их не бояться Церкви, церковных общин.
— Хорошие слова вы сейчас сказали: «не бояться Церкви». Чем же так пугает Церковь? — Красивые храмы, обустроенная территория, благожелательное отношение, торжественная служба… Гонений на посещающих церковь нет.
— Молодой человек (юноша или девушка) — это очень трепетное существо, претерпевающее в этом возрасте переустройство своего характера, миропонимания. К сожалению, зачастую семья, семейные традиции в этом возрасте начинают тускнеть, терять авторитет. А важными кажутся высказывания друзей, знакомых, нередко значительно старших по возрасту, набивших немало шишек, но так и не выбравшихся на правильную дорогу. Такие люди, случается, негативно отзываются о Церкви, о вере. Бывает, человек зашёл в церковь, чтобы свечку за болящую маму поставить, а друзья подымают его на смех… Молодые люди очень ранимы. Насильно ломать сложившийся стереотип безполезно, не услышит, может даже озлобиться. И только увидев всё своими глазами, они понимают, что храм — это место, куда давно звала их душа, где им хорошо. Поэтому и приходится за душу каждого, пусть даже случайно зашедшего в храм человека, вести битву.
— Всем памятны состоявшиеся летом 2015 года епархиальные молодёжные соревнования по картингу. Гонка прошла на трассе клуба «PitStop Нарвская» и была приурочена к 10-летию архиерейской хиротонии епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Соревнования по картингу, футболу, где царит азарт. Много нелестного приходится слышать о таких соревнованиях и их организаторах.
— Церковь живёт по Законам, данным ей Богом. И эти же нормы правят мирским обществом: нельзя воровать, убивать, лжесвидетельствовать. Значит, и Церковь, находясь в лоне государства, должна соответствовать вопросам времени, которые перед нами стоят. Вспомните слова ап.Павла: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев... для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом... чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9,20—22). Апостол не говорит, что он стал нарушать Закон Христов, но в любом собрании вёл себя так, чтобы походить на тех, к кому пришёл. Чтобы не оттолкнуть людей сразу от себя, чтобы хоть кто-то услышал его слова о Христе и постепенно, дозревая, стал христианином. И мы, работающие с молодёжью, стараемся следовать примеру ап.Павла, стараемся вникнуть в вопросы, которые интересны каждой группе людей.
— Католики и протестанты шли по этому пути. Сейчас во многих их храмах рестораны, гостиницы…
— Верно. Но они допустили серьёзную ошибку, которая шла ещё с ранних веков христианства. Вспомним евангельское чтение на праздник свв.апостолов Петра и Павла: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф.16,18). Вот здесь и начинается очень важное расхождение православия и католицизма. Православие учит, что камень веры — это не ап.Пётр, а его исповедование, его вера. Католики учат, что камень веры и есть ап.Пётр. Пётр, который трижды отрёкся от Христа, бежал из Рима в страхе, которого впоследствии ап.Павел уличал в лицемерии, лукавстве. Разве может такая церковь устоять? Католическая церковь отступает перед натиском светского мира, её перестают слышать и уважать. Но Церковь, которая устроена на исповедовании веры, на любви, — устоит, и врата адовы не одолеют её.
Мы, идя навстречу молодёжи, светскому обществу, не меняем сути веро-учения Христа, не теряем стержень веры своей. Вот играет священник в футбол или хоккей — не страшно. Но если он станет материться, как все, — участники этой команды в церковь не пойдут. А зачем, если там так же, как и везде? Но если он, занимаясь спортом, остаётся христианином, исполняет Заповеди Христа, то, глядя на него, остальные проникнутся уважением к верующим. Они увидят, что он не фанатик зашоренный, а нормальный человек, который исповедует Христа, — и в этом его сила.
— А нет опасности, что в итоге не он кого-то приведёт в церковь, а сам уйдёт в байкеры, футболисты, рок-музыканты?
— Мы подвергаемся различным опасностям каждый миг своей жизни. Выходя из храма, мы идём домой, на работу, в магазин, в театр... Где гарантия, что там мы не подвергнемся соблазнам?
— Вот строки из письма нашего читателя Алексея Карамова: «Стал обращать внимание на футбольные матчи, организуемые в разных епархиях, в которых участвуют и священники. Но старец Варсонофий Оптинский говорил о футболе как о бесовской игре. Нужен ли такой вид «миссионерской» деятельности, допустима канонически такая деятельность для священнослужителей?» Когда мирянин играет в футбол — это одно, но когда священник в рясе, а тем более монах, гоняет мяч по полю или участвует в соревнованиях по картингу, это как раз и попахивает соблазнами.
— Мы забываем, что священнослужитель тоже человек, с теми же проблемами, интересами, горестями и радостями, что и у мирян, но облечённый благодатью свыше. Оттого и спрос с него больший: то, что мы прощаем мирянину, человеку воцерковлённому, мы ни за что не простим священнику, диакону. Однако не только священнослужитель, — каждый христианин является примером жизни во Христе, каждый является апостолом. Вспомним Прп.Сергия Радонежского: ведь не только его слова, его проповедь, но сама жизнь святого стали неоценимой миссией пастырского служения. Сколько людей спас Преподобный, скольких отвратил от безчестия, безумия и жизни греховной примером своей жизни! Мы все призваны быть проповедниками самой своей жизнью.
Мы любим оглядываться на первые века христианства: вот, мол, были истинно верующие. Современный человек такое служение Богу понести не в состоянии, слишком слаб духовно. Но мы в состоянии украшать свою жизнь делами милосердия, добродетелями.
Возвращаясь к картингу, говоря об азарте, можно сказать одно: перед соревнованиями молодёжи священники делали свой показательный заезд во главе с нашим епископом Игнатием и известным картингистом Виталием Петровым. Конечно, дух соревнования неотъемлем от спорта. Да, в спорте нужно быть нацеленным на результат, иначе нет смысла этим заниматься, тем более если ты представляешь свою страну. Но это не должно завладеть твоим сердцем и душой. И, кстати, многие спортсмены — верующие люди. Тот же Петров перед соревнованиями откровенно рассказал, как он готовится к каждому заезду в «Формуле-1»: «Я садился на корточки и молился, я не стеснялся креститься и благодарить Бога после заезда». И ребята, которые слышали эти слова от прославленного гонщика, призадумались. И садясь в машины, тоже молились и крестились. А проигравшие — задумайтесь над этим — приняли свой проигрыш со смирением!
— На фото владыка Игнатий сидит в спортивной машине в подряснике и с архиерейским крестом.
— Перед заездом и подрясник, и крест владыка, конечно, снял. Но нательный крестик остался, а как же!
Соревнования эти собрали молодёжь всей нашей епархии, где бы ещё мы могли так встретиться? А до этих соревнований в Выборг приезжал прославленный боец в боях без правил Фёдор Емельяненко. Он не только посетил многие спортивные площадки, но и присутствовал на богослужениях в храмах, встречался с владыкой Игнатием. И он рассказывал, как молится и крестится перед боем. Он показывает, что православный человек не слабак, но сильный человек, и сила его — во Христе. В жизни он очень скромный и мягкий человек. Сейчас многие молодые парни интересуются спортом — футболом, хоккеем, экстремальными видами спорта, боксом… значит, нам надо идти к ним. Молодёжь хочет, чтобы соревнования стали ежегодными и чтобы проводились пасхальные балы. Хотят активно участвовать в жизни прихода, а не быть лишь зрителями совершаемого священнослужителями богослужения. Им нужно, чтобы трудилась не только душа, но и мозги, и руки.
Записала Ирина РУБЦОВА