Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

#СИЖУЗАРЕШЁТКОЙ, ИЛИ ГДЕ @ ЗАРЫТА?

С некоторых пор у меня возникло твёрдое убеждение, что современная письменность — и не только русская — стремится от буквы постепенно перейти к иероглифу.

То есть, конечно, сама по себе письменность ни к чему стремиться не может: нет, это мы, пишущие люди, подсознательно хотим отказаться от буквенного написания и переключиться на иероглифическое. Так проще! Так меньше усилий затрачивается! Сравните сами: то ли написать «Я люблю», то ли просто нацарапать сердечко — что проще? Что легче? «Я люблю Санкт-Петербург» или «I♥СПб!» Смысл и первой, и второй надписи всем ясен, так зачем же выводить эту безконечную вереницу букв? «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» — мы не хотим трудить пальчики, мы хотим рисовать простые и всем понятные иероглифы — например, ♥, или ☺, или ♂. В Сети существует даже распространённое присловье: «Многа буков!» — то бишь: «Много букв, слишком много понаписано, устанешь читать!»

И вот, хотя я и не являюсь сторонником дарвинизма, но мне почему-то вспоминается высказывание Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Правда это или нет — кто его знает? — но то, что безделье делает из человека обезьяну, — это, я думаю, безспорно, и каждый наблюдал в жизни нечто подобное. Не хотят люди трудиться над письмом и чтением, а общаться-то хочется! Тут-то им на помощь и приходят сетевые иероглифы.

Интернет (или, точнее, те, кто им управляет) ко всем своим преступлениям против человечества (вот так — ни больше ни меньше!) добавляет ещё и насаждение иероглифического сознания. Ведь буквенная письменность создана для людей духовно богатых, которым нужно передавать достаточно тонкие оттенки чувств, непростые повороты мыслей, входить в подробности, отражать настроение и т.д. И буква может всё это передать! Буквенное письмо может и несравненно большее: оно способно отразить даже особую музыку человеческой речи, передавать звуки природы!.. Тому же слову «любовь» оно придаёт тысячи мыслимых оттенков… А какие смысловые оттенки можно усмотреть в ♥?

Использование иероглифов чудовищно обедняет наше сознание, разрушает не только письменную, но и устную речь, сводит её к набору междометий, к каким-то «вау!» и «упс!».

Легко понять иероглиф , или (что то же) :). Это знак шутки, нечто вроде закадрового смеха в американских комедиях, с помощью которого зрителям поясняют, когда именно нужно разразиться хохотом. То же и со знаком . Если вы в письме пошутили, но не уверены, что ваш читатель об этом догадается, вы ставите «смайлик» — :). Теперь читателю всё ясно: прочитанная фраза была шуткой, над ней требуется посмеяться . Отличный способ доводить свой юмор до народа! Не надо напрягаться, сочинять удачные шутки: просто поставь «смайлик» в конце фразы, и все послушно расхохочутся. Думаю, что у большинства интернет-пользователей давным-давно образовался условный рефлекс, и теперь они будут радостно гоготать при виде смайлика, даже если его поставить в конце некролога.

Но не все интернет-иероглифы так ясны и прозрачны. Кто из вас сможет объяснить значение всё той же «собаки» — @? Нет, все мы знаем, когда её нужно употреблять, но кто знает почему? Кто вообще изобрёл эту закорючку? Какой каббалист? С какой целью? Никто об этом не задумывается, — а может быть, стоило бы? Может быть, узнав, где @ зарыта, мы узнаем нечто существенно важное об Интернете?

Или другой иероглиф, стремительно входящий (вводимый?) в моду у нас на глазах… Я говорю о # — «решётке» или «по-научному» «хэштэге». Как он возник в Интернете, понятно: с помощью «решётки» собирали родственные понятия, чтобы облегчить пользователям их поиск. Скажем, увидев на экране надпись #рыбалка, смело жми на неё, и перед тобой откроется сразу несколько сообщений, посвящённых рыбной ловле. Это ясно. Неясно другое: почему «решётка» сегодня перекочевала из сети в газеты, в журналы, на рекламные объявления? Там-то в ней какой смысл? Как я буду наводить курсор на газетную страницу или на огромный рекламный щит? И кто придумал это правило, что после «решётки» все слова должны писаться слитно: #рыбнаяловля? Это настолько не по-русски (да и вообще не по-человечески), что просто руки опускаются, когда такое видишь. Выходит, что из способа для облегчения интеренет-поисков «решётка» сейчас превратилась в орудие для разрушения языка, разрушения исконной русской грамматики.

На этом пока закончим разговор о современной иероглифике и постараемся заучить несколько новых слов из этого таинственного, непонятного, малознакомого языка — русского. Вот они:

Не герметичный, но непроницаемый;

Не деликатный, но нежный, тонкий, душевный, вежливый, учтивый;

Не вариант, но разновидность;

Не аграрный, но земледельческий, крестьянский;

Не коммерция, но торговля;

Не импорт, но ввоз (соответственно, экспортвывоз);

Не конкурс, но состязание;

Не параметр, а величина, измерение;

Не агитация, но убеждение;

Не синхронный, но одновременный;

Не симптом, а признак, или даже просто знак, или проявление;

Не субъективный, а личный или предвзятый

Как видите, новых слов совсем немного, но постарайтесь употребить их в какой-нибудь своей письменной работе (в устном сообщении), и вы сами удивитесь, насколько ваш труд станет яснее, доходчивее и красивее.

И.ИВАНОВ

предыдущая    следующая