Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Осторожно, подростки!

О ГРУППАХ СМЕРТИ И КИТАХ

С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 году наблюдается рост на 57%. Только в Москве в группе риска 20 тысяч подростков, а по России счёт идёт уже на сотни тысяч. В 2016 году в ходе оперативно-разыскных мероприятий в одной только социальной сети «ВКонтакте» выявлено более 80 сообществ (группы смерти), в которых публиковались призывы к суициду, описывались способы самоубийств, что всерьёз угрожает национальной безопасности России. Что толкает подростков к последней черте и как уберечь наших детей от самоубийств? Об этом размышляют священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО и православный семейный психолог матушка Елизавета ПАРХОМЕНКО.

Матушка Елизавета: — Самоубийства среди подростков были всегда, это очень сложный возраст. Но почему именно в наше время дети стали столь уязвимыми? Что в современном мире побуждает подростка оборвать собственную жизнь? Нам, взрослым, надо понимать, что жизнь человека, становление которого как личности в самом развитии, изобилует стрессовыми ситуациями, конфликтами, непростыми отношениями со сверстниками, учителями и родителями.

Подростки всегда были склонны объединяться в группировки: хиппи, панки, готы, эмо... это позволяло подростку почувствовать себя особенным, найти компанию, где бы он не был одиноким. Раньше в этом не было ничего страшного, ибо, найдя людей, подобных себе, ребёнок переставал чувствовать себя одиноким. Ему было с кем поделиться своими мыслями, сомнениями, накопившимися отрицательными эмоциями. Это помогало снять напряжение. Сегодня ситуация изменилась. Сегодня подростку даже не надо идти на улицу, встречаться с друзьями, что-то обсуждать. Он может просто выйти в Интернет, и там его ждёт огромное количество группировок. Вот только не все они безобидны: иные взахлёб ругают родителей, отрицая их авторитет, другие предлагают наносить себе увечья, есть группы, где подростки делятся желанием покончить счёты с жизнью... И тут его подхватывают взрослые с нечистыми намерениями и предлагают всевозможные способы ухода из жизни. Группы смерти набирают всё большую популярность.

НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Чаще всего символом «групп смерти» являются киты — «одинокие странники», которые по необъяснимым причинам выбрасываются на берег и умирают. Безобидные животные — символ «благородного самоубийства», а смерть приносит облегчение, дарит счастье. Подростков, у которых возникают какие-либо проблемы, завлекают в игру продолжительностью в 50 дней. Те, кто дойдёт до конца, должны умереть в назначенное время, следуя инструкциям ведущего. Если ребёнок отказывается, ему присылают ссылку и просят перейти по ней. Когда он это делает, появляется страница, на которой написано «Error 404. Not Found». Таким образом ведущие определяют местонахождение ребёнка, угрожают убить его семью. Подросток, который 50 дней занимался самоуничтожением, напуганный и истощённый, не находит другого выхода, как свести счёты с жизнью. Совет Федерации одобрил дополнение уже существующей в УК РФ ст.110 «Доведение до самоубийства» — от 3 до 5 лет лишения свободы — нормами о повышенной ответственности за доведение до само­убийства несовершеннолетних и беременных — до 8 лет лишения свободы. 

Матушка Елизавета: Дети безконтрольно часами сидят в Интернете. И невозможно проследить, кто там, на другой стороне, какие у «собеседника» намерения. А дети легко поддаются влиянию.

Корр.И.Рубцова: — Есть русская поговорка: «Жить тошно, а умирать страшно». Не может быть, чтобы детям не было страшно умирать.

Матушка Елизавета: Надо помнить об одной особенности подростков: они ищут себе кумиров, которым можно подражать, идеализируя всё, что делает их идол. Сам факт того, что о самоубийствах (тем более — людей известных) пишут в СМИ, в Интернете, говорят по радио и телевидению, делает факт смерти привлекательным для определённого рода людей.

Корр.И.Рубцова: — Мне думается, что о смерти задумываются те подростки, которыми в семье не занимаются, не интересуются, чем они живут, не хвалят за успехи. Впрочем, слышала, что нельзя хвалить ребёнка, это взращивает в нём гордыню. Мол, православные должны воспитывать смирение, а похвалят пусть другие. Но от других похвалы можно и не дождаться.

Отец Константин: — Ребёнка нужно хвалить, но знать меру. Не стоит говорить малышу, нарисовавшему картинку: «Да ты просто гений» или: «Ты лучше всех танцуешь»; «У тебя голос как у Карузо». Надо сказать: «Родной мой, ты замечательно сегодня пел, моё сердце радовалось». Хвалить нужно не его, а плоды его трудов: «Какой красивый рисунок у тебя получился»; «Как ты красиво вышила салфетку»; «Как вкусно приготовлена яичница»... Покажите, как вам дороги все его старания и труды, но не приписывайте ему достоинств, которыми он не обладает. Ибо его, привыкшего с малых лет быть «гением», в настоящей жизни постигнет жестокое разочарование, которое может подтолкнуть к самоубийству.

Что касается того, что православные не должны хвалить своих детей... Эта установка приносит более вреда, чем пользы. Я даже слышал, что на Руси раньше отец не должен был смеяться в кругу семьи, чтобы дети не видели его смеющимся. Не должен был играть с детьми — это ниже достоинства мужчины. Глупости! Папа и мама должны играть, целовать, нежить и балова΄ть (в хорошем смысле этого слова, а не заваливать игрушками, позволяя буквально на голове ходить) своих детей. С детьми надо смеяться и плакать над прочитанной повестью. И ещё: не бойтесь показаться слабыми, попросив у ребёнка прощения за свои неправые действия, если незаслуженно отругали или дали подзатыльник.

Матушка Елизавета: — Следующий момент, которым характеризуется наше время, — то, что возможностей получить стресс у ребёнка хоть отбавляй, один ЕГЭ чего стоит! Давайте вернёмся на несколько десятилетий назад. На что жаловались подростки во времена нашего детства? Что родители вечно что-то требуют, навязывают своё мнение, заставляют делать то, к чему не лежит душа. Т.е. жаловались на слишком требовательных родителей, которые контролируют каждый их шаг. В современном мире всё наоборот. Ко мне на консультацию часто приходят родители, которых полностью «прогнули под себя» их дети. Дети стали друзьями своих родителей, и те боятся им в чём-то отказать, сделать замечание. Во многих семьях царит перевёрнутая иерархия. Ситуацией управляет подросток, а не папа с мамой. Но для ребёнка такая ситуация неестественна: ему непосильно и тревожно занимать позицию взрослого!

Корр.И.Рубцова: — А потому, что детки могут и позвонить куда следует, и пожаловаться на родителей, которые «ущемляют их права». Детей боятся наказывать за провинность! А раньше...

Отец Константин: Раньше родители жили одной жизнью со своими детьми. Если сын набедокурил — отец отхлещет его хворостиной, но потом пожалеет, мать обнимет, братья-сестры посочувствуют. И он, вытерев слёзы, забудет обиду и побежит играть. Наказание, замешенное на любви, можно допустить. Но сегодня, когда дети и родители живут каждый своей жизнью, наказание только ещё больше разъединит, ляжет полосой отчуждённости.

Кроме того, в старину воспитание не ставило тех задач, какие мы ставим перед собой ныне: воспитать ребёнка самостоятельно мыслящим, свободным человеком. В семье крестьян вырастал крестьянин, в семье сапожников — сапожник. Хотя были, конечно, и исключения, вспомним хотя бы Ломоносова. Сегодня мы выслушиваем мнение своих детей, принимаем их как личность, уважаем их интересы. Это более правильное, более человечное отношение, помогающее ребёнку лучше раскрыться. Поэтому сейчас наказание — акт насилия над ребёнком — может привести к печальным последствиям, вплоть до детского суицида. Современный ребёнок понимает, что родитель имеет над ним унизительную физическую власть —
исхлестать, унизить, растоптать... Да, в нормальной семье если ребёнок ведёт себя непотребно, надо поставить его на место. Мой дядя в детстве поджёг штору, мать её потушила, потом взяла ремень и отхлестала его. Так ведь за дело! Но, давая возможность нормальным людям правильно применить физическое наказание, мы позволяем 90% психически неуравновешенных людей, наркоманам и алкоголикам увечить своих детей, срывая злобу на тех, кто слабее.

Корр.И.Рубцова: — Что можно и нужно сделать, дабы уберечь наших детей от мыслей о самоубийстве, о привлекательности смерти?

Матушка Елизавета: Главное — вовремя заметить тревожные сигналы, ведь подобное решение зреет в голове у ребёнка не один день, не неделю. Всё это время ребёнок отчаянно взывает к взрослым, разными способами давая понять папе и маме, что ему очень плохо. Внимательные родители не проглядят изменившееся поведение сына или дочери. Иногда разговора по душам достаточно, чтобы предотвратить трагедию. Поэтому в семье должны быть здоровые, доверительные, тёплые отношения. Это — основа.

Что касается «групп смерти». Одни родители говорят: «Теперь мы знаем и будем следить за детьми». Другие уверены, что уследить невозможно, и чем меньше контроля, тем лучше. Обе позиции — крайности. Да, контроль необходим, но возможен только при доверительных отношениях с ребёнком, только тогда вы будете знать, в каких группах он состоит, кто его любимые блогеры, какую музыку слушает, о чём думает, что его безпокоит.

Итак, что зависит от нас, что родители могут и должны сделать? Самым важным фактором, способным защитить ребёнка, являются близкие отношения с родителями, здоровая атмосфера в семье. Это касается не только опасностей воздействия через Интернет, но и наркотиков, алкоголя, интернет-зависимости, плохих компаний и т.п. Но этого недостаточно. Мало ребёнка понимать, ценить, уважать его интересы, доверять... Важно спокойно и уверенно донести до ребёнка, что можно делать, а что нельзя, что опасно и почему, а что вообще под запретом. Впрочем, восприниматься ваши запреты и объяснения к ним детьми будут, только если: есть доверие; родители имеют чёткую позицию по этим вопросам и в дружелюбной, но твёрдой форме доносят её до ребёнка, а не держат её при себе. Но и этого недостаточно. Важно быть внимательным к состоянию и поведению ребенка. Следить за ним, просматривать переписку и личные вещи, конечно, плохо. Но и в другую крайность («Это его жизнь, его пространство, его вещи, его общение, и я не вправе туда входить, если не зовут») впадать недопустимо. Всё-таки ребёнок остаётся ребёнком, со всем, что характерно и естественно для этого периода, в том числе незрелостью и определённой безответственностью.

Если родитель не хочет или не может брать на себя власть и ответственность, то ребёнок не может позволить себе в полную меру быть ребёнком, он не чувствует себя в безопасности и становится открытым разным влияниям и зависимостям. Да, полностью застраховаться не в наших силах. Но сделать всё возможное, чтобы избежать трагедии, рассказать об опасностях мы должны.

предыдущая    следующая