Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Духов День

ЗОВИ ЕГО ДНЁМ И НОЧЬЮ…

Раз уж мы собрались говорить о столь высоком, о Духе Святом, Третьем Лице Пресвятой Троицы, то нам не обойтись без помощи великих святых отцов — богословов и боговидцев. Давайте зададим им несколько вопросов о Святом Духе.

— Можно ли хоть как-нибудь описать человеческими словами Духа Святого?

Прп.Симеон Новый Богослов:

— Когда призываем Духа Святаго, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения. Дух — податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, безпопечения о мирских вещах, Дух — отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух — показатель Божественных тайн, истребитель грехов. Дух любви, мира, веры, воздержания…

— Нельзя объяснить на каком-нибудь примере, что такое благодать Духа Святого?

Прп.Серафим Саровский:

— …Многие толкуют, что когда в Библии говорится — вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование… Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевлённым Божиим созданиям. Но вот в чём сила: если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, всё-таки был бы подобен всем прочим созданиям. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную, как и Он, на века веков безсмертную. Адам сотворён был не подлежащим действию ни одной из сотворённых Богом стихий: его ни вода не топила, ни огонь не жёг, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием.

— Почему же благодать Духа Святого не сходит на каждого человека?

Свт.Василий Великий:

— Жизнь, порабощённая плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз — света солнечных лучей.

— Для чего же нужна нам благодать Духа Божия?

Митрополит Филарет (Вознесенский):

— Представьте себе землю, в которой имеются хорошие семена, но воды нет, и они засыхают. А если на них попадёт влага, то они прозябают и начинают расти. Вот так же и у человека: благодать и сила Духа Божия так же необходимы для человеческой души, как эта чудотворная влага для семян растений. Без благодати Духа Божия все добрые начала, которые Господь усердно всем нам посеял в нашей душе, останутся безплодными, и прорастёт только сорная трава.

— Если все мы — грешники, то как же мы можем рассчитывать на благодать Духа Святого?

Прп.Нил Синайский:

— Святый Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы ещё не чисты; и если только найдёт ум наш искренно Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений, располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.

— Можно ли определить, когда именно Дух Святой придёт к ищущему Его человеку?

Свт.Игнатий Брянчанинов:

— Святый Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его.

— И что затем случается с человеком?

Прп.Иоанн Карпафский:

— …Где присущ Дух Святый, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый Святый Дух, и не могущее сбыться по естеству произведёт в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, ещё и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей.

— Неужели Он к любому может сойти?

Свт.Григорий Палама:

— Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днём и ночью…

— Но разве не достаточно для стяжания Святого Духа простого исполнения заповедей?

Святитель Филарет Московский:

— Благодать превращает в безценное сокровище всё, к чему прикасается… Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в безпечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности… Всё это и есть фарисейство… Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие… Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне — над бездной расстроенного естества нашего…

— Всё таки можно ли как-то понять, каким образом Дух Святой исходит от Бога Отца?

Свт.Григорий Богослов:

— Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит. Но если любопытствуешь, то полюбопытствую и я у тебя… Объясни вращение неба, движение звёзд, их стройность, меры, соединение, расстояние, пределы моря, течения ветров, перемены годовых времён, излияния дождей. Ежели во всём этом ничего не разумеешь ты, человек, ежели и о себе самом не познал, ежели не постиг и того, о чем свидетельствует даже чувство, то как же сумеешь узнать в подробности, как велик Бог? Такой вопрос показывает великое неразумие!

предыдущая    следующая