Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Есть проблема

ЧТОБЫ ОТКРЫЛИСЬ УШИ И ДУШИ

С каждым годом всё больше россиян положительно реагируют на православие, высказываются в пользу введения в общеобразовательных школах факультативных уроков «Основ православной культуры», мотивируя это тем, что в условиях полного идеологического вакуума ОПК полезен как обучение нормам жизни в православном обществе и даже как способ приспосабливания приезжих к жизни в нашем обществе. Митрополит СПб и Ладожский Варсонофий в своём докладе на епархиальном собрании, состоявшемся 14 декабря 2016 года, отметил, что «Основы православной культуры» (ОПК) на 2016/17 учебный год в школах города выбрали 32,8% школьников». Значит, ОПК востребован, дети хотят изучать, желают знать свои корни, свои истоки, как бы ни критиковали ОПК противники православия. Вот и новый министр образования Ольга Васильева — специалист по истории РПЦ. Слава Богу! И всё же остаётся ещё много вопросов. Должен ли иметь религиозное образование преподаватель ОПК? Или уроки должны вести священнослужители? Будут ли на уроках внедряться православные ритуалы — креститься, молиться?.. Какими должны быть учебники по ОПК, сколько в них должно быть Закона Божьего, а сколько — разговоров о православной этике, культуре? Было написано несколько пробных учебников, но ни один из них не получил полного одобрения.

По этому поводу хорошо сказал архимандрит Сергий (Стуров), будучи настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала: «Не надо ничего изобретать. В Курской епархии уже есть разработанные на все 10 классов прекрасные, умные учебники, но им почему-то не дают ходу.

Но не это даже самое главное. Сейчас преподавать в школах религию нельзя. Почему? Потому что раньше миссионерская работа велась среди язычников, знавших Бога, но неправильно его понимавших. Сейчас мы будем вести разговор с атеистами, а это совершенно другая категория людей — с ними говорить о Боге ни с того ни с сего нельзя, они ничего не поймут и будут только раздражаться. А через раздражение невозможно привести человека к Богу. Начинать надо с православной культуры. Даже, пожалуй, сначала с русской культуры. Надо говорить о ценностях семьи, которые заложат в характер ребёнка понимание смысла жизни. Ведь никто — ни телевидение, ни школа — сейчас не дают людям понимания смысла жизни. Ну и о каком Боге можно с этими людьми говорить? Сначала до детей нужно донести чудесную мысль, что они не красивые животные, сформировавшиеся в процессе эволюции, а образ и подобие Божие.

Нам самим нужно определиться, что мы хотим преподавать — катехизацию или православную культуру».

А сложный ли предмет «Основы Православной культуры»?

Согласно Письму Мин­образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»», школьники должны усвоить следующие понятия (публикуется в сокращении): Единобожие; Ангелы и падшие духи; благодать; Боговоплощение; всеобщее воскресение и Страшный суд; грехопадение Прародителей; Авраамический религиозный комплекс; Основные исторические редакции книг Ветхого Завета — Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки; книги для церковного пения; Шестоднев Василия Великого, Сборник «Добротолюбие»; чудотворные и мироточивые иконы; запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях; православное понимание свободы воли; пост и молитва как средства борьбы с грехом; православные основы русской цивилизации...

Примеры контрольных заданий: Перечислите основные типы православной молитвы; Укажите характерные особенности двух-трёх иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление); Обоснуйте утверждение: «Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

Потянут ли школьники такой объём дополнительных знаний? Будет ли им интересно заниматься, во многом зависит от преподавателя. Другой вопрос: кто будет преподавать ОПК в общеобразовательных школах? Пока ещё ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого им предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры». Но пока «воз и ныне там».

Архимандрит Сергий (Стуров) вспоминает: «В 1990 году в Великих Луках меня пригласили провести несколько уроков Закона Божия в общеобразовательной школе. Опыт, скажу прямо, не очень удачный. Почему? Во-первых, у нас нет культуры общения между педагогами и детьми, Церковью и школой. Во-вторых, у меня тогда не было никакой соответствующей литературы. Я провёл по четыре урока по теме «Заповеди» в 9—10-х классах. А потом решил провести опрос среди учителей и детей, чтобы выяснить, что они уразумели, что им было интересно, что осталось недопонятым. Так вот, учителя вообще не задавали вопросов — боялись глупо выглядеть, а дети задали пару пустячных вопросов — и всё! Потом в школу приходили ещё пожилые православные журналистка и прихожанка, обе могут интересно, увлекательно рассказать о вере, о Христе Спасителе. К сожалению, ребята отнеслись к ним враждебно, потому что пожилого человека они воспринимают как того, кто будет им читать нравоучения, наставления. А взрослые, видя, что их не слушают, начинают качать права. И у детей сразу возникает отторжение, чувство протеста.

Конечно, о вопросах веры с детьми и подростками должны говорить не их воцерковлённые сверстники — их также не будут слушать, — но молодые священники, диаконы или семинаристы. Вот тогда будет растоплен лёд недоверия. Дети раскрепостятся, смелее начнут задавать вопросы и откроют свои уши и души. Потому что они увидят, что не бабушки и не батюшки говорят о Боге, а молодые люди, которые действительно верят, — значит, Бог и вера не что-то из области нравоучений, а вещи интересные. И для семинаристов это была бы замечательная практика общения с паствой — шумной, свободной, не стесняющейся задавать вопросы, может быть, даже спорить, сомневаться.

Я познакомился с молодыми людьми, обучающимися на миссионерском факультете Свято-Тихоновского института, попросил их провести урок. Они согласились, приехали. И что вы думаете? Контакт, взаимопонимание были стопроцентными. Дети слушали их, не сводя глаз, боясь хоть слово пропустить».

Есть над чем задуматься.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая