Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Неизвестные святые

ТАЙНА ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

Есть такая загадка в истории Православной Церкви, — загадку эту за много веков разгадать не могли и вряд ли когда-нибудь разгадают.

Есть в сонме православных святых один святой мученик настолько необычный, что говорить о нём не решаются и опытные историки Церкви.

Мы имеем в виду св.мч. Христофора (память 22 мая), прозванного Псоглавцем.

Что за странное прозвище — Псоглавец? Человек с пёсьей, с собачьей головой? Что за нелепица?

Но дело-то в том, что святого Христофора древние иконописцы именно так и изображали: человеком с головой собаки. Такие его иконы были распространены на Руси дониконовской, — и никого они в ту пору особенно не смущали, потому что люди знали житие мученика Христофора. В житии же его сказано, что был он родом из страны псоглавцев, и все его соотечественники имели такой же вид. Родился он в III веке от Рождества Христова, был призван на службу в римскую армию и там несказанно поражал сослуживцев своим, мягко говоря, необычным внешним видом. Там же, в армии, ему дали прозвище Репрев, что означает «дурной, всеми презираемый».

Но, верно, не все презирали Репрева: нашлись люди, которые разглядели в нём душу живу и отнеслись к нему как к брату. Это были христиане. Страшный видом Репрев оказался человеком добрым, чутким к Слову Божиему, и новую веру принял с радостью. Вскоре его окрестили с именем Христофор, что значит «Свет Христов».

Разумеется, о том, что Репрев — это всеобщее посмешище — стал вдруг христианином, однополчане его узнали быстро. Над Христофором принялись издеваться ещё пуще, потом жестоко избили его. Святой принял побои с кротостью, хотя силу имел неимоверную и мог бы в одиночку расшвырять целый отряд воинов. Тогда кто-то послал донос императору. Христофора вызвали в Рим на суд. Двести воинов потребовалось, чтобы конвоировать такого гиганта, — и все они к концу пути стали христианами. Христофор увещал их и словами, и чудесами: он умножал хлебы, подобно Спасителю, он заставил свой посох расцвесть чудесными цветами…

Император решил не пытать святого — видимо, хотел сохранить столь удивительного воина для собственной гвардии. Он решил, что женская ласка сделает больше, чем орудия палача, и послал к Христофору двух блудниц. Но и блудницы, немного поговорив со святым, объявили себя христианками и приняли мученическую смерть.

Тогда после многих и жестоких истязаний святой Христофор, 200 воинов, сопровождавших его, и две покаявшиеся блудницы — Каллиникия и Акилина — были казнены. Так говорит житие.

…Но ещё в древности у людей зародились сомнения: что это за человек с пёсьей головой? Бывает ли такое? Не выдумка ли это? Или, может быть, житие святого Христофора следует понимать иносказательно?

И тогда появились две версии, пытающиеся объяснить необъяснимое. Первая версия была такова: никакой пёсьей головы у святого, конечно, не было; просто был он очень уродлив видом и происходил из дикого племени, из людей звероподобных нравом, вот и прозвали его Псоглавцем.

Вторая версия: святой Христофор был от рождения не только не уродлив, но, напротив, чрезвычайно красив. Ни одна женщина не могла перед ним устоять — и вот, чтобы не погибнуть в блуде, Христофор умолил Бога сделать его уродом, да и не просто уродом, а совершенным чудовищем по виду. Было даже написано несколько икон, на которых мученик изображался юным красавцем.

Но на Руси такая традиция не прижилась: наши иконописцы изображали Христофора только псоглавцем.

Впрочем, в Петровскую эпоху, с её упрямым рационализмом, было повелено Псоглавца отнюдь не изображать, а святого Христофора писать на иконах согласно католической легенде, никогда в России не распространённой: в виде бородатого великана, несущего на плечах Богомладенца.

…Но как же нам-то воспринимать житие святого Христофора? Как смотреть на старинные иконы с Псоглавцем? Может быть, принять ту версию, что внешняя зверообразность Христофора — это только иносказание, говорящее о первичной дикости его натуры?

Думаю, что можно и так судить — греха в том нет.

Но вот что мне самому покоя не даёт: в годы Патриарха Никона в Москву прибыла православная делегация Антиохийского Патриарха Макария. Один из членов делегации — архидиакон Павел Алеппский — написал потом книгу об этом путешествии антиохийцев в страну московитов. Эту книгу сейчас издают: она написана живым языком, увлекательна и весьма познавательна. Архидиакон Павел описывал Россию времён Алексея Михайловича очень красочно, любовно, и главное — вполне достоверно, чураясь фантазий или непроверенных фактов. Так вот, на одной из страниц своей книги он утверждает, что своими глазами видел хранящуюся в московском Благовещенском соборе честную главу св.мч. Христофора, — и эта глава напоминала пёсью! Павел Алеппский так и писал: «Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!»

Павлу Алеппскому я доверяю. Но тогда возникает вопрос: откуда же на земле взялись псоглавцы? О людях с пёсьими головами постоянно писали древние путешественники. Считается, что все они сочиняют, фантазируют, хотя среди писавших такое был и знаменитый Марко Поло — человек, чьим трудам учёные верят.

Видимо, дело вот в чём. Должно быть, в древности действительно существовало некое дикое языческое племя, в обычаях которого было деформировать черепа у новорождённых младенцев. У язычников нечто подобное бывало нередко: древние египтяне добивались того, чтобы их затылки становились неестественно вытянутыми, африканские дикари искусственно удлиняли шеи своим женщинам и так далее. Подобных примеров очень много. Почему бы не представить себе, что в племени, откуда родом св.Христофор, мальчиков старались превратить в собак — в своё тотемное животное? По-моему, такая версия вполне правдоподобна.

Но какую версию ни возьми (а все они имеют право на существование), — главное-то не в том, какой внешний вид был у святого Христофора. Главное в том, какое у него было сердце! Главное в том, что этот человек, выходец из дикого, совершенно не тронутого культурой племени, сумел открыть душу перед верой Христовой и настолько проникся ею, что и окружающих сумел увлечь своим словом, и мучения принял, и умер за Христа… Вот что следует помнить.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая