Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

История епархии

ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ ПОПОЛАМ

На Карьерной улице вблизи микрорайона «Северная долина» (ст.м. «Парнас») возведён самый необычный в нашем городе храм — во имя святых мучеников младенцев Вифлеемских, невинноубиенных царём Иродом вскоре после рождения Богомладенца Иисуса. Считается, что молитва к этим мученикам помогает осознать и предотвратить грех аборта, а их в нашей стране совершается более четырёх тысяч ежедневно. Ранее в России не было таких церквей, ныне их две — в пос.Юрга Кемеровской области и в Санкт-Петербурге. «Северная долина» — микрорайон новый и заселён в основном молодыми семьями. Оттого-то в воскресенье из 100—120 причастников более половины — дети, от грудничков до подростков. А поскольку в «Северной долине» проживают около 50 тысяч человек, со временем рядом с этой церковкой вырастет большой храм. «Если благословит владыка Варсонофий, строить его будем в честь светлого, жизнеутверждающего праздника — Рождества Христова или Рождества Богородицы, — делится планами настоятель храма иерей Максим Устименко. — Ведь Рождество связано с рождением, детством, радостью. Кстати, свв.мощи этих несчастных невинноубиенных младенцев сохраняются в Вифлееме в склепе рядом с Храмом Рождества Христова. Это символично, поскольку 14 000 младенцев являются первомученниками за Христа».

— Батюшка, откуда взялась столь внушительная цифра — 14 000 младенцев, причём до двух лет и только мужского пола?

— Дело не в цифре, а в ужасающем злодеянии, на которое пошёл царь Ирод, боявшийся, что родившийся «царь Иудейский» отнимет у него власть. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын римского прокуратора Иудеи Антипатра. Младенцы должны были умереть, чтобы Ирод мог спокойно властвовать. А сегодня тысячи женщин убивают детей во чреве, чтобы те не мешали им жить.

— Какова посмертная участь вифлеемских младенцев и младенцев, невинно убиенных во чреве матери?

— Участь убиенных во чреве такова же, как и младенцев, умерших, не сподобившись крещения, — то место, которое Господь находит достойным для них. «В доме Отца Моего обителей много», — сказал Христос (Ин.14,2). О некрещёных младенцах можно молиться св.Уару. Когда в нашем храме будет установлен большой иконостас, справа будет храмовая икона свв.мучеников Вифлеемских младенцев, а на левой стороне иконостаса — икона св.Уара.

Вифлеемских младенцев Церковь признаёт свв.мучениками, и мы молимся им о здоровье детей, рождённых недоношенными, каемся в грехе аборта или помыслах о прерывании беременности. Они пребывают в Царствии Небесном. Они святые, так же как те мученики (после апостольской проповеди), которые не приняли таинства Крещения, но пострадали за Христа.

— Те мученики сами выбрали этот путь, а младенцев вифлеемских никто не спрашивал: они и не знали о существовании Христа.

— Да, их смерть больше походит на смерть страстотерпцев, ибо от них не требовали отречения от Христа. Они пострадали потому, что карательная мера была направлена против Бого­младенца. Он только родился, только пришёл на землю, а Ему уже грозит смерть. Вифлеемские младенцы умирают за Него, вместо Него.

Что касается Ирода. Он не зря назван Великим. Надо понимать, что это не нравственная оценка! Ирод, истребивший вифлеемских младенцев, убивший свою семью и множество раввинов... был величайшим политиком и строителем в еврейской истории. Он вымостил дороги в Иерусалиме по римскому образцу, выстроил водопровод и канализацию, бани, реставрировал Иерусалимский храм, в который потом приходил Христос.

— И всё же, убить столько детей ради одного Младенца, пусть и Божественного... Почему Господь не спас тех детей?

— Христос пострадал на Кресте за всё человечество, а это миллиарды людей! Вы мыслите как человек, воспитанный на европейском христианском гуманизме, а для людей античности и Средневековья кровь и смерть были нормой. При той смертности детской и материнской при родах, которая господствовала тогда, люди не обращали внимания на то, что одним младенцем в семье стало меньше. Жестокие были времена. Да что говорить, если четвертование в Англии было отменено только в XIX столетии!

— Если бы Христа-Младенца тогда нашли и убили, дверь в Царствие Божие для людей была бы закрыта?

— Мы воспринимаем спасение так, как оно было даровано человечеству Богом. Евангелист Матфей, когда описывает события тех давних лет, постоянно ссылается на пророчества: «да сбудется реченное через пророка» такого-то, то-то и то-то... По пророчествам, гибели Иисуса в младенчестве не должно было произойти. Боговоплощение произошло для спасения людей, и Христос должен был пострадать именно так, как Он пострадал.

— Если Христос-Младенец не должен был погибнуть, тогда в чём смысл страданий и гибели вифлеемских младенцев?

— С точки зрения человеческой, они безсмысленны. Но Христос сказал, что ничего не бывает без воли Божией, даже «волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21,18). Страдания этих младенцев были также предсказаны: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31,15). Пророк описывает жителей Иеру­салима, уводимых на чужбину. А спустя века произошла более страшная трагедия: свои же соплеменники убивали неповинных детей. Но за несколько мгновений страданий младенцы обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни, — блаженную вечность. Как говорил свт.Иоанн Златоуст, если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Медные монеты — наша земная жизнь, которая заканчивается смертью, золото — жизнь вечная.

— Ваш храм называют местом, где можно покаяться в грехе аборта. Но вифлеемские младенцы погибли за Христа, а здесь каются женщины, которые сами обрекли на смерть своих младенцев.

— Дети, убиенные во чреве матери, погибли столь же невинно, как и вифлеемские младенцы. Но сам аборт... Когда мы открываем древнюю Книгу правил, там уже встречаются каноны, которые должен применить духовник к женщине, вытравившей плод из чрева. То есть во все времена некоторые женщины избавлялись от ненужных детей... Как-то мужчина привёл в наш храм свою старенькую маму, которая, будучи акушеркой, сделала тысячи абортов. Она считает грехом обман, воровство, прелюбодеяние, но аборт грехом признать не хочет, ибо не считает плод до двух-трёх недель человеком. Да в советское время у врача и не было выбора, делать аборт или нет: либо делай, либо уходи из профессии. И всё же главное — выбор самой женщины. Ведь сколько случаев, когда по медицинским показаниям врачи уговаривают сделать аборт, а женщина решает рожать, и Господь посылает ей здорового ребёнка. И сколько женщин, которые хотят, но не могут родить. А виной тому — куча абортов, алкоголь, наркотики, разврат, одежда, едва что-то прикрывающая.

Но когда такая женщина приходит с покаянием, я понимаю, что больше ей негде искать поддержки, кроме как у Бога. Значит, нужно выслушать и помочь, обличить грех, но любить грешника.

А богослужения в храме проходят регулярно: по субботам, воскресным и праздничным дням. В пятницу вечером — Акафист Петру и Февронии Муромским, покровителям семьи и семейного счастья. По окончании воскресной Божественной литургии совершается молебен свв.мученикам младенцам Вифлеемским. При храме работает воскресная школа, где обучаются 43 ребёнка. Надеюсь, со временем выстроим новую двухэтажную воскресную школу и центр семейного развития, где будут работать кружки и спортивные секции.

Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая