Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Судьбы Божии

ГОРЬКАЯ, ГОРЬКАЯ РАДОСТЬ

…Хорошо одетый, сытый, самоуверенный мужчина лет сорока внушительно вещал своей спутнице:

— Ну о каком Боге вы мне говорите? Что это за Бог у вас такой? Бог, который убивает детей? Детоубийца!..

Незадолго до этого разговора на всю страну прогремела страшная новость: разбился школьный автобус, все дети погибли. Теперь в разговоре с верующей женщиной мужчина с удовольствием развивал эту тему:

— Ведь вы подумайте только!.. Дети! Деточки! Да у меня рука не поднимется щенка утопить, не то чтобы ребёнка… А ведь я — простой человек, не святой, не праведник и, по чести сказать, не то чтобы очень добрый! Но детей убивать — это не для меня, ни в коем случае! А ваш Бог — разом двадцать человек хлоп! Вот это Бог!.. Ну и Бог!.. И Он у вас милосердным считается? А что сами детки — те, в автобусе, — об этом думают? Они тоже считают Его милосердным? Вы у них спросите теперь, у покойников-то! И у родителей тоже спросите!.. У родителей в особенности!

Подавленная этой бурной речью, женщина испуганно молчала. Возможно, она могла бы найти доводы в оправдание своей веры, но напор был столь бурным и страстным, что она предпочла промолчать, дать человеку выговориться.

А я, случайно услышавший эту беседу, уходя прочь, рассуждал сам с собой: «Что же, в самом деле? Неужели мы, православные, даже если уверены, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», можем спокойно взирать на гибель детей? Неужели это не ханжество, самое чёрное, безсовестное ханжество — слышать про такие страшные вещи и умилённо улыбаться: мол, прибавилось ангелов на небесах?»

И вспомнилась мне одна старая-старая история… Очень старая — времён Иоанна Грозного. Дело было в Новгородских землях, в одной деревне… Жили там муж и жена — Сидор и Варвара, — о которых было известно, что люди это весьма доброй жизни. И были у них двое малолетних сыновей — Яша и Ваня: Яше пять, а Ване три года — совсем малыши. И вот какая с ними случилась ужасная вещь — поистине ужасная… Это я предупреждаю вас заранее: история будет невесёлая.

Как-то Сидор — отец семейства — заколол у себя на дворе барана, прямо на глазах у сыновей. Сами понимаете: тогдашние дети были нервами покрепче, чем нынешние взрослые, и забой скота ни у кого особых эмоций не вызывал, тем более что производился быстро, чётко, без лишней крови. А для малышей всё, что делает любимый тятенька, есть хорошо и правильно.

Вскоре затем родители отправились в город по делам, а дети, оставшись одни, принялись играть. Во что? В крестьянскую жизнь, понятно, — в то, что видели вокруг, например сегодня. Сегодня тятя забил барана — давай играть в забой барана. Бараном, понятно, выпало быть младшему. Старший, конечно, ножа в руки брать не стал, не настолько он был глуп, — взял он простую палку, но и палкой ударил брата так сильно, что тот упал и тут же умер.

Вот и осуди´те теперь пятилетнего мальчишку, невольного убийцу!..

И что ему делать прикажете? У малыша реакция одна: столкнулся с чем-то страшным — и скорее бежать, прятаться. Не нашёл ничего лучше, чем влезть в широкую топку русской печи, забиться за приготовленные к растопке дрова.

Вернулись родители. Увидели тело младшего сына. Принялись искать старшего. Искали до вечера — не нашли. А вечером пришли безутешные домой, по обыкновению растопили печь…

В общем, погиб старший сын в печи. Я вас предупреждал, что это поистине ужасная история.

Причём он не сгорел, а задохнулся в дыму. Тело оказалось нетронутым, без единого ожога.

Похоронили деток. Положили их на кладбище у местного Никольского храма. А потом случилось Божье чудо: гробы с телами детей нашли плавающими в озере неподалёку от заброшенного Менюжского монастыря, что когда-то стоял в тех землях.

Это обнаружили крестьяне, пошедшие на охоту, да заблудившиеся в лесу. Долго блуждали, выбилась из сил, потеряли всякую надежду вернуться домой… Выбрались они на берег озера и вдруг увидели два гроба, плавающие по воде, как лодочки. Мужики сразу узнали, чьи это гробы: вся округа была на похоронах, все оплакивали детей. И обретя такую чудесную находку, крестьяне тут же поняли: Сам Господь указывает им на то, что несчастные братья обрели у Него особую милость. Помолились охотники убиенным младенцам — и тут же память у них прояснилась, и они без труда выбрались на верную дорогу.

Вернулись, рассказали народу… Местный батюшка устроил крестный ход к озеру, и решили люди, что братьев следует здесь похоронить — возле развалин древнего монастыря. Поставили над их могилой часовню — и полилась на всю округу благодатная помощь: исцеления и прочие добрые чудеса. Как-то был исцелён некий монах, отец Макарий. Он был так благодарен святым детям, что дал обет построить над их могилой вместо часовни храм. И такую благодать он стяжал, что не только храм вскорости построил, но и разрушенный монастырь возродил.

Через несколько сотен лет, уже в молодые годы царя Петра Великого, мощи братьев Иакова и Иоанна были вскрыты, освидетельствованы и обретены целыми и невредимыми…

Вот и вся история. Даже не история, а житие, — житие святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Задумайтесь над ним. Два несмышлёныша погибли, да и не за веру — какая там вера в этом возрасте, —
а нечаянно, глупо… Братьев и мучениками назвать нельзя, и праведность есть не более, как чистота младенцев…

Но эта чистота так дорога Богу, что и Яша с Ваней, глупо погибшие маленькие мальчишки, у Него во святых. Тут, конечно, сыграла роль и родительская праведность: Сидор и Варвара, как уже говорилось, славились своим благочестием… И всё-таки не в одних родителях дело. А дело в том, что не врут эти слова: со смертью младенца прибавляется ангелов на небе. Если Господь забирает малыша — значит, хочет его в дивном саду поселить, в том саду, который несравним с нашей грязной, пыльной землёй; оттуда малыш и маму с папой всегда видит, и молится за них, и молитва его весьма доходчива. Об этом-то нам убедительно рассказывает история свв.прав. Иакова и Иоанна. Дай Господь всем нам, чтобы наши дети по молитвам этих святых жили долго и счастливо.

Вот тропарь свв.Иакову и Иоанну:

«Имущим непорочную душу, от купели святого крещения и в младенчестве Христа ради страдания претерпевшии, Богом избраннии блаженнии отроцы Иоанне и Иакове, молите милостивого Бога телесные немощи недужных младенцев целити, мир стране Российстей даровати, и душам нашим велию милость».

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая