Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 августа — память пророка Илии (IX в. до Р.Х.)

ИЛИЯ ПРИДЁТ И ВСЁ УСТРОИТ

Святой пророк Илия — один из немногих библейских персонажей, который почитается тремя мировыми религиями — христианством, иудаизмом и исламом, — потому что даже среди пророков он отличался чрезвычайно ревностной любовью к Богу. Житие и деяния Илии произвели в своё время действие, какое производит гроза в летний душный день: только что всё живое задыхалось, и вдруг повеяло благодатной свежестью. Это особенно важно сейчас, когда многие становятся теплохладными в вере. И всё же... читая житие пророка Илии, я не могла избавиться от мысли, что он был очень жесток. Конечно, люди заслужили своим неверием голод, последовавший за тремя годами засухи. Но даже Бог, когда пересох поток, из которого пил во время засухи св.Илия, смилостивился: «Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь». Пророк же молил Господа, чтобы не было дождя до тех пор, пока не будут наказаны ещё не наказанные. Почему?

Настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Игорь Аксёнов: — Чтобы образумить людей, закосневших в нечестии, нужны были сильные меры. Засуха и голод отвратили народ от погибельного для него служения идолам, возвратили сердца Богу истинному. Ибо служение языческим богам (а язычество — это обожествление наших страстей) вело всех к погибели вечной. Что касается «жестокости» пророка Илии... Когда человек вынужден творить насилие, пусть даже во имя правого дела, его сердце неизбежно ожесточается. Потому-то по церковным правилам воин после войны год-два не допускался до Причастия, хотя сражался за своё Отечество, за веру, за правду, как воевал наш народ против монголо-татарских полчищ, наполеоновских войск или фашистской Германии. Ведь война приводит к ожесточению, и человеку нужно время, чтобы остыть. Вот и Илие Господь дал возможность остыть после того, как тот истребил жрецов Ваала — заколол у потока Киссон, дабы не могли они больше отвращать народ от спасительной веры. Сорок дней шёл Илия до горы Хорив, и там явился ему Господь. Но как явился! Не в громе, буре или огне — в веянии тихого ветерка. Так Бог смирил, успокоил, остудил дух пророка.

Мы не можем судить действия пророка. Как писал сщмч.Ириней Елеонский в книгах против фарисеев касательно Лота, мы не можем осуждать тех, кого Бог оправдал. А здесь речь идёт даже не об оправдании, а о славе: св.Илия живым был взят на Небо!

— Да, мы это знаем из Священного Писания. И всё же не укладывается в голове, что спустя тысячелетия (!) — ведь пророк жил в девятом веке до Рождества Христова — он вернётся на землю.

Настоятель храма свв.равноапп.Константина и Елены в Бернгардовке иерей Дионисий БУНЦЕВ: — А разве подобного уже не было? Давайте вспомним евангельские события, предшествовавшие Преображению Господню. Христос говорит Своим ученикам о страданиях, о кресте, смерти и о воскресении... А ещё сказал Иисус тогда такие слова: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9,1). После чего Он берёт троих учеников — Иакова, Иоанна и Петра — и идёт с ними на гору Фавор, что стоит в стороне от многолюдных мест. Здесь Господь явился Своим ученикам преображённым, показав в человеческом теле Свою Божественную Сущность и Силу, явив славу как Единородного от Отца. А рядом со Христом... стояли и беседовали пророки Моисей и Илия. То есть гора Фаворская стала как бы Церковью, ибо соединила в себе Ветхий и Новый Завет: здесь встретились лицом к лицу основоположник ветхозаветного законодательства пророк Моисей и тот, чьё исповедание веры стало основанием для исполнения законодательства Нового Завета, Церкви Христовой, — апостол Пётр (Иисус сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.16,18). Здесь встретились девственники и ревнители о Боге пророк Илия и евангелист Иоанн Богослов. Явив вместе величайших пророков древности — умершего Моисея и взятого на небо живым пророка Илию, — Спаситель показал Свою Божественную силу над миром духов, миром умерших, и над миром живых людей.

— Иисус сказал своим ученикам: «Илия должен прийти прежде и устроить всё» (Мф.17,11). О чём речь?

Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев: — У пророка Даниила сказано: «Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан.12,1). Будут самые страшные гонения, но Причастие будет сохраняться до последних времён, проповедь же умалится. Потому как причащаться можно тайно, а проповедовать-то нужно открыто. И люди «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8,12). Они будут жаждать не хлеба телесного, а хлеба духовного. Может быть, для этого Господь и сберегает на Небесах пророка Илию и Еноха, которые сойдут с Небес, и Енох будет проповедовать всему человечеству, а Илия — еврейскому народу, о чём вещает пророк Малахия: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Мал.4,6). «Илия должен прийти прежде и устроить всё», — сказал Христос (Мф.17,11). Но апостол Павел предупреждает: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим.9,27). То есть иудеи, которые в зловерии пребывают сейчас, не спасутся. А остаток, кто услышит проповедь Илии, обратятся, исповедуют Христа и будут спасены.

 Будут ли миссионеры кроме пророков Илии и Еноха — неизвестно. Илию и Еноха же называют в Апокалипсисе «одетыми во вретище» — эти слова можно истолковать так, что не будет поддержки им, то есть они будут проповедовать в одиночку. Их убьют и положат в Иерусалиме, и весь мир будет смотреть на них. Как возможно, чтобы весь мир видел их, если они будут на улице Иерусалима? — А через телевидение. Возможно, будет прямая трансляция. Зачем слугам антихриста делать такую трансляцию? А затем, чтобы они могли сказать: «В Апокалипсисе сказано, что они воскреснут на третий день, а вы увидите — они и на четвёртый день не воскреснут, и на пятый не воскреснут…» Это для того, чтобы посеять дух неверия, смятения, уныния. Но пророки Илия и Енох воскреснут и прилюдно снова взойдут на Небо. Начнутся сомнения в правдивости слов антихриста и отречение от него.

А нам надо научиться не роптать, принимать всё со смирением и иметь ту ревность к славе Божией, которой св.Илия достиг Неба.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая