Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

20 июня — День Святого Духа

КАК СТЯЖАТЬ СВЯТОЙ ДУХ

Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с Днём Святого Духа: «Дух Святой — это истинный Бог, это третье лицо Святой Троицы, Единый с Богом Отцом и Богом Сыном. Его бытие — это тайна. Мы отличаем Его по свойству исхождения от Бога, прописанному в нашем православном Символе веры. Сегодня Святая Церковь вспоминает событие, которое произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда Дух Святой сошёл на апостолов, обновил их. Они пережили событие, которое открыло им суть всего того, что говорил Господь Иисус Христос, чему учил их. Они вышли на проповедь Царствия Божия, и так началась жизнь Святой Церкви».

А насколько духовны мы — современные люди? Духовный человек — это тот, который имеет внутри Духа Божьего. Мы читаем молитву «Царю Небесный»: «...прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Просим Духа Святого очистить нашу душу, чтобы семя, которое посеял Он, не заглохло, а принесло плоды. Мы все знаем, что смысл жизни христианина — в стяжании Духа Святого. Но как стяжать Дух Святой? Отвечает протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.

— Если у тебя грехи — иди на исповедь, если у тебя забытые грехи — соборуйся, если у тебя склонность ко грехам — причащайся. Причастие — это ведь не награда за праведную жизнь. Причастие во оставление грехов попаляет склонность ко греху. Но к Причастию и готовиться надо соответственно: вычитывать все правила, соблюдать все каноны, как положено, чтобы Причастие не было во осуждение нам, ибо кто ест и пьёт недостойно, хотя это даётся во оставление грехов и в жизнь вечную, — тот ест и пьёт в осуждение себе. Многие, принявшие Причастие — Кровь и Тело Христовы — недостойно, болеют и даже умирают.

Часто диавол нас смущает: ой, как много времени уходит на чтение правил с вечерними молитвами! Глупости: на всё уходит не более полутора часов. Помнится, один мужчина мне как-то сказал: «Утренние молитвы такие длинные». Я ему: «А сколько, как ты думаешь?» Он: «Ну, около пятидесяти минут». — «Завтра, когда будешь читать утренние молитвы — засеки время», — посоветовал я. На следующий день он звонит, удивлённый: «Отец Олег, у меня всего 20 минут ушло…» Вот, это лукавый внушает нам мысль, что молитвы отнимают много времени, которого и так ни на что не хватает. Да как можно на молитву время жалеть?!

Знаете, в древности было принято предлагать новоначальным(!) прочитать Псалтирь перед первым причастием — от начала и до конца — в течение одного дня. Не ужасайтесь! Главное — делать всё правильно. Я в своей жизни несколько раз пробовал — это очень интересно. Во-первых, чтение Псалтири от начала до конца заменяет весь суточный круг и все формы подготовки к Святому Причастию. Итак, просыпаетесь в шесть часов утра и читаете первые 50 псалмов, что не займёт много времени. В 12 часов читаете ещё 50 псалмов. Вот тут будет сложно — когда читаешь второй пятидесяток, немножко устаёшь. Но когда заканчиваешь, возникает удивительная лёгкость. Вечером дочитываете оставшееся. Главное — дойти до большого заупокойного псалма; дальше псалмы становятся меньше по размеру и ритмичнее, и вы плавно входите в ритм ангельских звуков Божественной Псалтири. И когда вы оканчиваете в течение дня чтение её, то чувствуете такую наполненность души Божией благодатью, что усталость напоминает больше некую радостную истому, ибо получаете подлинное отдохновение. Кстати, в этот день не стоит загружать желудок обильной пищей — лучше съесть что-то постное, даже если нет поста.

А уж прочитать Псалтирь в течение недели — это просто обязанность христианина. Ведь наши предки не имели ни утренних, ни вечерних молитв — таковые установления появились только в конце XVII — начале XVIII века. Предки жили суточным кругом, седмичным кругом, годичным кругом. Они молились по Псалтири, которую вычитывали в течение недели целиком. И вот человек, который начинает вести такую жизнь, «будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет» (Пс.1,3). Обычно-то мы многого не успеваем. А здесь говорится, что если мы будем выделять время для погружения в Закон Божий, в евангельские заповеди, то, наоборот, в этом случае всё успеем. Почему? Потому что, как сказал Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Если мы слишком спешим на молитве, то потом этот суетливый, спотыкающийся темп продолжается в течение всего дня. Ведь молитва, начинающая день, а вечером день замыкающая, задаёт темп, как некий духовный камертон. Поэтому тот, кто всё делает неспешно, — «что он ни делает, успеет». Успех и благословение сопровождают каждого верующего. В книге «Луг духовный» есть повествование. В Селевкии близ Антиохии жил авва Врох Египетский. Вот что рассказал нам о нём Афанасий Антиохийский. Вне города нашёл Врох пустынное место и решил там построить себе келью. Келью-то он построил, но у него не было дерева, чтобы покрыть её. Придя однажды в город, он встретил богатого гражданина Анатолия, сидящего у своего дома. Старец попросил: «Сделай милость: дай мне небольшое дерево — покрыть моё жилище». Анатолий с гневом ответил: «Вот дерево, подними и уходи», — и указал на огромное бревно, приготовленное для грузового корабля. «Благослови, и я подниму его», — смиренно ответил авва Врох. «Благословен Господь», — ответил Анатолий. Взявшись за бревно, старец один легко поднял его с земли, взвалил на плечи и отправился восвояси. Анатолий был поражён чудом. А старец не только покрыл свою келью, но и отремонтировал много других строений в своей обители. Здесь мы видим, что человек не только успевает всё сделать, но делает что-то ещё и сверхъестественное, проявляя упование на Бога.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая