Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 июня — День Пресвятой Троицы

БЕЗ ТРОИЦЫ ДОМ НЕ СТРОИТСЯ

Как известно, первое и главное расхождение между католиками и православными состоит вот в чём: мы по-разному трактуем Пресвятую Троицу. Ребёнку ясно, что дело это не шуточное: если мы в таком важнейшем вопросе расходимся, то всё имеющееся сходство между нашими Церквами уже не существенно. Пресвятая Троица, Господь наш — в Нём-то мы и должны быть едиными! А этого единства нет… Так что же теперь за дело до каких-то совпадений? Они, эти мелкие, частные совпадения православия и католицизма — не более как видимость, едва ли не случайность. Троицу, Троицу мы понимаем по-разному, а значит, мы разные люди и вера наша различна, а вследствие того и души у нас по-разному строятся.

Итак, разный взгляд на Триединство Божие… Про «филиокве» все, наверное, слыхали? По-латыни «filioque» означает «и сына»; это словечко латиняне вставили в Символ веры, в ту его часть, где говорится: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…». Вот сюда и вставили: «…от Отца — и Сына — исходящего». Случилось это давно, в IX веке, но с тех пор не прекращается война между сторонниками «филиокве» и его противниками, — и что особенно интересно, война эта ведётся отнюдь не только богословскими методами, но нередко и простым, грубым военным способом (в старину) или хитрым шпионским, диверсионным способом (в современности). И что ещё более интересно: нападающей стороной всегда почему-то оказывается лагерь «филиокве», тогда как противники его отчего-то всегда только обороняются. Почему так бывает? Непонятно… Как говорил Глеб Жеглов, «запишем пока в загадки»…

Что касается богословской стороны дела, то ведь мы с вами не богословы. Мы придерживаемся все того Символа веры, в котором говорится: верую «во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А поскольку Святая, Соборная и Апостольская Церковь отвергает «филиокве», то мы, веря ей, тоже обязаны его отвергать, иначе мы автоматически перестаём быть православными.

Существует обширнейшая богословская литература, в которой вопрос о «филиокве» более или менее доступно объясняется. Чтобы не забираться в слишком уж тёмные дебри, возьмите хотя бы труды блаженного Феофилакта Болгарского — его толкования на Новый Завет. Блаженный Феофилакт отличается большой простотой и ясностью слога — вы без труда поймёте его доводы.

Известна такая самая первая, самая незамысловатая уловка, с помощью которой католики пытаются сбить с ног простодушного православного человека:

— Если Святой Дух не исходит от Бога Сына, то почему Христос говорит апостолам: «…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Ин.20,21)? Выходит, что Дух Святой сошёл на апостолов через Сына, вместе с Его дуновением!

Блаженный Феофилакт на это отвечает так:

— Если Он дал Духа ученикам тогда, когда дунул на них, то зачем же Он потом говорил им: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян.1,8)? Или зачем мы веруем, что в Пятидесятницу было нисшествие Духа, если Он дал Его ещё ввечеру дня воскресения Своего? Ибо тогда ещё Он дунул. Но это очень смешно. Очевидно, Он дал им тогда не Духа Святаго, но лишь одно из дарований Духа, а именно — прощение грехов. Ибо тотчас прибавляет: «Кому простите грехи…» (Ин.20,23).

Конечно, спор о «филиокве» идёт так давно, что у католиков было время сочинить немало доводов в свою пользу. Но на каждый из таких доводов можно найти православный контрдовод, и, кажется, конца этому спору не предвидится до конца времён. Можно, конечно, помечтать о том, что однажды Ватикан одумается и откажется от своего Символа веры, но на деле это вряд ли когда-нибудь произойдёт. Ведь на «филиокве» стоит всё огромное, многовековое здание католичества. Выбейте из-под него это основание — и тут же рухнет всё: придётся признать, что папа — вовсе не глава Церкви, а такой же епископ, как все прочие; что притязания папства на земную всемирную власть — это ересь; что все католические святые — просто прельщённые неврастеники, и так далее, и так далее, и так далее. Такое маленькое словечко «филиокве» — а на нём держится вся западная цивилизация, не исключая даже и протестантскую её часть, ибо протестантство — это просто католичество навыворот, да, кстати, протестанты тоже признают добавку «и от Сына». На словечке «филиокве» весь Запад держится, на одном честном (вернее, безчестном) слове — вся история, вся политика, вся культура Запада! Когда задумываешься об этом, невольно голова начинает кружиться!

Ибо попробуем представить себе (в самых общих чертах!), как выглядел бы мир без «фиолиокве». А вот как: не было бы противостояния Востока и Запада. Никто не снаряжал бы крестовые походы на Константинополь и на Русь. Никто в Европе не пытался бы огнём и мечом навязать нам свою веру. Ведь война за веру — особая война, более коварная, более циничная, более опасная, чем всякая другая!

С другой стороны, в мире без «филиокве» Византия сохраняет свой авторитет, а значит, Европа свой авторитет теряет. Уже нельзя будет говорить о «западном мире». Нет мира западного и восточного — есть один христианский, и Европа — только часть его, причём не самая весомая… Европа ведь вышла из варварства только потому, что ограбила «еретическую» Византию…

Вот и получается, что Европе, для того чтобы стать Европой, нужно было изобрести свою собственную веру, объединиться вокруг неё, резко противопоставить себя православию, дать бой и постараться победить! Иначе Европа как самостоятельная общность никогда не смогла бы сложиться. Её знаменем стала вера в «филиокве», вера, совершенно разрушающая христианский взгляд на мир (на Триединое Божество), но с виду как будто бы остающаяся христианской.

Более того — «филиокве» жаждало крови. Его нельзя было утвердить миром, на очередном Вселенском соборе, — слишком уж спорная идея. Но ведь католики и не хотели мира. Не мир был нужен Западу, но повод к войне, к «дранг нахт остен». Таким поводом «филиокве» и стало. Под его знаменем Запад стал в полной мере «западной цивилизацией», обрёл сам себя и в безумной гордыне поставил над всем остальным миром как образец для подражания, как вождя и господина.

Мало кто знает, но первоначально, ещё до разделения Церквей, сами римские папы изо всех сил противились «филиокве», — но те римские папы ещё не называли себя «наместниками апостола Петра». В ту пору Западная Римская империя ещё не выделяла себя из всехристианского мира, ещё считалась частью единого целого… И кому-то это очень не нравилось… Полуварварским европейским королевствам франков, ломбардов, норманнов, которым хотелось установить свою власть над всей Европой, мешал Рим православный, Рим, состоящий в союзе с Константинополем. И западные, и восточные римляне в IX в. были православными и боролись с франками как инославными. Эта борьба была проиграна, и «филиокве» внесли, когда в первый раз на кафедру ветхого Рима взошёл итало-франкский папа Бенедикт VIII (1009—1014).

Другими словами, «филиокве» всегда было не столько богословской доктриной, сколько политическим оружием: «Признаёшь «филиокве» — значит, подчиняешься Западу, не признаёшь — значит, Запад объявляет тебе войну». Так было в древности, так продолжается и сейчас; все разговоры о «братском объединении Церквей» на деле означают только одно — наш отказ от политической самостоятельности и полное наше подчинение западной цивилизации. Никакого бого­словия, — только политика, и политика самая агрессивная, самая жестокая. Запад поменял великую небесную тайну Троицы на земную, грубую и в конечном итоге тленную силу.

Россия же останется самостоятельной страной только до тех пор, пока будет право славить Пресвятую Троицу. Россия для того и создана, чтобы хранить верное понятие о Троичности. Наш Преподобный Сергий выстроил Дом Пресвятой Троицы. Наш прп.Андрей Рублёв изложил в красках наиболее полное из доступных человеку учение о Троице. Наш прп.Александр Свирский смотрел глаза в глаза Троице, явившейся в Своём вехозаветном образе. Россия сама есть часть некоего земного, исторического триединства — Третий Рим, — и это триединство никакой «четвёртый Рим» уже не разрушит.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая