Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Суббота Акафиста

РАДУЙСЯ, РАДУЙСЯ, РАДУЙСЯ!..

В канун празднования Похвалы Богородицы попробуем ещё раз — и для молитвы, и для раздумья — перечитать Её Акафист. У нас ведь, у православных, «поющее богословие», и во всех наших церковных песнопениях бездна смысла, бездна премудрости: слушай и разумей. Вот и Акафист Божией Матери — неоскудевающий запас пищи для ума: только вдумывайся в его слова и постигнешь многое. Ну, а мы сегодня ограничимся кратким толкованием нескольких хвалений, или, по-гречески, хайретизмов, — надеемся, что это поможет вам полнее вникнуть в смысл древнего песнопения.

«Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима».

Здесь о чём говорится? О двух чудесах: о необычайной высоте и необычайной глубине. Божия Матерь так высока духом, что никакая мысль человеческая не сможет постичь её до конца. Она духом в полном смысле слова возвышается до Неба, — до того самого духовного Неба, где живут ангелы; но и ангелам, которые сами весьма высоки, не постигнуть Её: для их высоты Она слишком глубока душой. Иногда кажется, что не может Она быть человеком, что Она — особое существо: и не человек, и не ангел. Но нет, Она — человек, и чем яснее мы это поймём, тем для нас же полезнее: Она наша, земная, и от нас никогда не отвернётся и всегда готова поднять нас до своей высоты.

«Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы».

Здесь опять-таки о том, что никакая человеческая премудрость Божией Матери постичь не в состоянии. Так, может быть, не стоит и браться? Зачем размышлять о том, чего нельзя постигнуть в принципе? Но нет: Она «озаряет смыслы верных», то есть помогает нашим размышлениям, если только эти раздумья «верные», то есть идущие в верном, православном направлении. И пусть до конца Божественные тайны мы постичь не сумеем, но всё равно, размышляя над ними, можем приобрести много пользы.

«Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая».

Однако рассуждения рассуждениями, но они порой могут завести нас на опасный путь — к прелести. Что это такое, всякий знает не понаслышке: сколько сейчас ходит вокруг «лжемудрствующих», «прельщённых»!.. Как избегнуть подражания им? Акафист учит нас, что Божия Матерь «прелести печь угашает». Прелесть — она действительно горяча, как печь, и всякий, кто в прелести, так и пышет жаром своей лжемудрости, лжеправедности. И угасить эту печь очень трудно — лишь Божией Матери под силу. Просите у Неё, и Она не только избавит от ошибок, но и откроет истинные тайны Троицы.

«Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни».

Историю с войском фараона, утонувшим в Красном море, знают все. А что такое «фараон мысленный»? Это всякая наша злая мысль, всякий нечистый помысл. Это и бесы, которые суть не что иное, как безтелесные умы, наполненные злобой. Они сильны, но Божия Матерь сильнее, как море было во много раз сильнее всего войска фараонова: представляете, как тысячи тонн воды стремительно обрушиваются на египетских воинов? А для нас эта же вода — вода жизни, спасающая в безводной пустыне…

«Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы всякое желание побеждающая».

«Нагие дерзновения» — это люди слабодушные, безвольные, попросту говоря, трусы. Но трусы не в житейском смысле, а в духовном: те, кто боятся приступить к Богу; те, кто стыдятся каяться; те, кто страшатся вступить в борьбу с собственными грехами. Вот и Адам после грехопадения ощутил себя не просто нагим телесно, но главным образом — «нагим дерзновения». Таких-то «нагих» Божия Матерь может одеть в одежду духовной храбрости. Она даёт человеку такую любовь духовную, что в огне этой любви всякое иное, суетное, житейское желание сгорает, побеждается.

«Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех».

Тут дан образ, который трудно представить плотским воображением. Помните видение пророка Иезекииля, который увидел Славу Господню на чудесной колеснице с херувимами и ангелами? То, что увидел пророк, нам не вообразить, но можно сказать так: Божия Матерь, точно быстрая колесница, доносит до людей Славу Господню, — это будет отчасти верно. А что до «селения», то это не наше «село» или «деревня», а место жительства, место пребывания. Божия Матерь называется Селением Божиим, потому что в Ней живёт Слава Господня.

«Радуйся, тлителя смыслов упражняющая; радуйся, сеятеля чистоты рождшая».

«Тлитель смыслов» — это враг рода человеческого. «Тлитель» значит «разрушитель». Если Дух Божий созидает смысл всего сущего, делает всё в жизни осмысленным, полным значения, то диавол всё обезсмысливает, всё делает пустым, ненужным, нелепым… Всё, что мы считаем высоким, он представляет нам пустяком, он внушает нам мысль, что всё вокруг безсмысленно, что ни в чём нет цели, что всё равно, всё ни к чему… Но Божия Матерь «упраздняет» этого низкого «тлителя», ибо Она родила Сына Божия — Сеятеля чистоты: только в чистоте душевной и умственной мы сможем увидеть, что всё творение Божие наполнено высоким смыслом и говорит о своём Творце…

«Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, царствия нерушимая стено».

Столп — это опора, символ крепости и надёжности. Наша Церковь стоит Божией Матерью, а потому не рухнет вовек, как бы её ни расшатывали — изнутри и снаружи. Что касается царствия, то можно понимать его как Царствие Божие, которое тоже сильно Божией Матерью, но в греческом тексте Акафиста явно имеется в виду царство земное, православная держава. В ту пору, когда писался Акафист, это был Царьград, Второй Рим, а в наше время — Россия с Третьим Римом — Москвой. Эта держава ограждена Нерушимой Стеной — Божией Матерью — и падёт только в конце времён.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая