Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

3 апреля — Крестопоклонная неделя

ПЯТЬ ВОПРОСОВ О КРЕСТЕ

— Что означают слова Господа: «Возьми крест свой и следуй за Мной»?

Святитель Иоанн Златоуст:

— Что же значит это изречение? То ли, чтобы каждый из нас носил древо? Никоим образом. Какая в этом добродетель? Но то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, «нося кровь свою в душах», готовые к претерпению заклания и к ежедневной смерти, всё делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера, — как бы несомненно долженствующие умереть. Это именно говорил и апостол Павел: «каждый день умираю» (1Кор.15,31).

— Каким образом зрелище Креста Господня может укреплять верующих во дни Великого поста?

Преподобный Исаак Сирин:

— Для истинно верующих зрение Креста — не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к Телу Христову приближаемся. И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу сознательно восходим умом своим на небо. Ибо Крест — это одеяние Христа, точно так же как человечество Христа — одежда Божества Его.

— Что такое «свой крест» и чем он отличается от Креста Господня?

Святитель Игнатий Брянчанинов:

— Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека свои. Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой: греховные недуги или страсти, которые у каждого человека свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов — учение Христово.

Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов. Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную лёгкость: Иго Мое благо, и бремя мое легко есть, сказал Господь.

— Все ли наши собственные кресты одинаковы?

Святитель Феофан Затворник:

— Крестов много, но видов их три: первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми; третий — кресты духовно–благодатные.

Ныне скажу вам несколько слов о крестах внешних. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелёгкая. У кого нет какого–либо из сих крестов? И не быть нельзя. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.

Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстьми и похотьми. Св.апостол говорит: «иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5,24). Распять страсти — значит обез­силить их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз — обезсилит её; поборет ещё несколько — подавит; ещё поборет — и совсем искоренит, с помощью Божиею. Как сия борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водружённый. У борющегося со страстьми иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое прободается. Так ему бывает тяжело и больно.

Осталось ещё изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас, — крест преданности в волю Божию.

Кто даже совсем себя очистил от страстей, не совершил ещё главного действия христианского, а только приготовился к нему. Очистил ты себя от страстей — принеси же теперь себя чистого Богу в жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествует Ему Пречистому. Посмотри на Голгофу. Там крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть крест жертвы чистой и непорочной. И оно-то есть плод преданности в волю Божию — безпрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознёс на крест Спасителя нашего? Сия преданность.

предыдущая    следующая