Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КУСОЧКИ ИЗ КНИГИ «МОНАШЕСКОЕ ЦАРСТВО»

Шлю маленький эпизод из «записок»:

«Что бы ни сделал для мамы простенького — батарейку поменяешь, купишь бананов, фотографию внука принесёшь, — радовало маму так, словно я сотворил нечто выдающееся. Искренне радовалась мама, и только в последние годы дошло до меня, как много значат для стариков маленькие радости от детей. А она даже на маршрутку экономила положенные с трудом на ладонь ей копейки, и ждала на ветру рейсового автобуса, и просила меня не провожать — «простудишься!». И стеснялась побезпокоить лишним звонком или просьбой... Негромко тикающие мамины часы с золотистым осенним пейзажем на циферблате я повесил на стене комнаты. Пусть тикают долго-долго…»

13 СЕНТЯБРЯ

Замечательно! Доходит до сердца и трогает нежной печалью. И не ждите ничего — пишите, горите сами. Разве свеча, горящая в темноте, кричит: «почему я одна горю?..» Нет, просто горит и освещает то, что ей под силу. Так и Вы. Берегите себя. Вы очень устали. От борьбы. И может быть, не всегда необходимой. Но это Ваш характер. Извините, я так, экспромтом, сразу же, под впечатлением от прочитанных строк и без общепринятых приветствий. А в церковь ходить надо, и не ждите от батюшки епитимий, разве мало Вам всего, что посылает Господь?! Вот это всё и есть Ваша епитимия, а все мы тем и занимаемся, что, едва отойдя от исповеди, тут же возвращаемся на круги своя. Такова наша греховная сущность, мы все испорчены, насквозь, грехопадением и даже от простейших прегрешений избавиться сами не можем, только если Господь захочет нас избавить. И ещё раз — берегите себя! Кто ещё побережёт? Мамы нет… Царствие ей Небесное.

Простите, храни Вас Господь.

И «после сего». Я ценю Вас за искренность. Чувствуется, что всё, что Вы пишете, это правда. Правда Ваша, субъективная, как и все правды (объективна лишь Истина), правда, которую Вы не скрываете, и не пытаетесь казаться чем-то или кем-то, как большинство. Вот это меня (и, возможно, многих других) и подкупает. Правда = смелости. Уметь открыть душу не каждому дано. Вы думаете людей просвещать, а на самом деле (в записках своих) открываете себя, а что может быть интереснее, важнее человека? Не знаю, действует ли это в плане просвещения или воспитания духовности, но именно это и ценно. И даже порой трогательно. Вы заявляете во всеуслышание, что не понимаете Авву Дорофея, и это честно, хотя невольно даёт понять Ваш духовный уровень на данном этапе, то есть Вы раскрываетесь, не заботясь о том, чтобы пустить пыль в глаза, в то время как другой бы, наоборот, показывал, как он всё понимает, какой он духовный, и рассуждал бы безконечно, выпячивая себя. Говорю путано, но не судите строго. Меня почему-то особенно Авва Дорофей тронул в заметках Ваших (кстати, настольная книга христианина), и подумалось о Вас с теплотой… Ну, а буйность Ваша — оборотная сторона правдивости. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся…» Надеюсь, что не обидела Вас. Я ведь тоже слишком откровенна, иногда бы и надо оставить при себе, да вот хочется поделиться. Надеюсь, поймёте. Тем более что от всей души и с полным со-(сочувствием, со-переживанием, со-страданием и много других со-). Если будет минутка и желание — пишите, ругайтесь, ламентируйте («жалуйтесь» — лат.), можно. Вам и легче будет, во мне всегда найдете «доброжелателя». Не того, конечно, кто анонимки пишет, а в прямом смысле.

С сестринской любовью о Господе — м.Н.

30 марта

Мы свободны, свободны попасть в Царствие Божие, собственными усилиями и Божьей помощью, и способны от этого отстраниться. Где любовь, там нет страха. Страх должен быть — не обидеть, как боимся мы обидеть любимого человека. Боимся не в смысле, что нам плохо будет, а именно ему причинить боль, любимому. Так вот и с Богом. Только мы Его не любим, поэтому и получается, что запугали нас насмерть. Полюбить же Его без проникновения в чудные церковные службы почти невозможно. Вся красота Церкви в этих службах. В миру от этих служб остался гулькин нос. Что Вы учились на русском отделении филфака, я помню, но почему-то усомнилась — вдруг ошибаюсь. Мои подруги тоже там учились. Ну, а не нравится Авва — пусть не нравится, никто ведь и не заставляет. На обороте же книги я и вообще не читала. Только внутри.

Про использование верующих — да, увы, это так. Но бывает ещё, что духовник для пользы чада своего заставляет что-либо делать, и если послушаться, то будет польза, а не послушаться — так со своим и останешься. Время-то в руках Божиих, не в наших. Оно может удли­няться и укорачиваться, а если в ущерб себе сделаете для него (батюшки), то Господь вернёт сторицею. Так на опыте очень часто бывает. Пожертвуешь своим — воздастся тут же. А откажешься — и своего ничего не останется. Тут мудрость духовная. Не ради смирения это надо бы сделать, а ради любви. Любви у нас нет. У меня у первой. Когда любовь — всё возможно.

И опять насчет Царства Небесного — мы не ради Царства должны делать, а ради всё той же любви к Богу. Не для того, чтобы выгадать, «купить», отнюдь. У Вас смещены акценты и понятия, получается всё ужасно. С паломниками — то же самое, в принципе. Они приезжают молиться, а их работать заставляют. Но я никогда не забуду своё первое Рождество в монастыре: я уже послушницей была и всё Рождество мыла посуду. И такой радости никогда не было в душе, именно Рождественской! А на первую Пасху меня поставили ночью дежурить в ограде. Ходила в темноте по двору, и такая Пасха была в душе, какой ни разу не испытала, проведя в храме всю пасхальную ночь на службе. Такие вот парадоксы. Батюшка ради Вас так говорит, он МОЖЕТ купить открытки, ему всё это, я уверена, «до лампочки», извините за грубость, но он ради Вас делает это. Он знает гораздо больше нас с Вами, потому так поступает. Верьте ему. Если не верить духовнику, то зачем его и иметь? Это как невидимый союз — Вы ему верите, а он за Вас перед Богом отвечает. Недоверие этот союз нарушает. А желает нарушения — только враг. Утомила Вас?

Я теорию-то знаю неплохо, а вот на практике двоечница. Так что имею ли я право и вообще что-то говорить…

Всего Вам доброго, пишите, если будет желание, всегда рада. Помоги Вам Господи разобраться во всём.

Ваша м.Н.

предыдущая    следующая