Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

14 октября — праздник Покрова Божией Матери

«ОТ ВСЯКИХ НАС БЕД ОСВОБОЖДАЙ!..»

На наши вопросы о Покрове Божией Матери отвечают сегодня святые Божии и премудрые, богодуховенные старцы.

— Изначально Божия Матерь укрыла Своим Омофором греков, защитив их от славян. Как же так вышло, что славяне празднуют Покров, а греки нет?

Епископ Василий (Родзянко):

— Очень интересно и парадоксально, что этот праздник стал любимым праздником в России. И опять-таки парадоксально, что те, кто был под защитой Божией Матери в Константинополе, их потомки, забыли этот праздник. Его нет больше у них. А те, кто нападал на Константинополь, — у них есть. Этот праздник действительно стал русским. Потому что нигде, ни в одной стране, так он не празднуется, как в России. Это значит, что народ наш, несмотря на все свои прегрешения, исторические и личные, всё-таки имеет в себе какую-то мощь правды.

— А что именно даёт нам Покров Божией Матери? От чего он спасает, в чём помогает? Ведь на Руси беды не престают…

Митрополит Иоанн (Снычёв):

— В деле нашего спасения непрестанною помощницей является нам Пречистая Дева Мария, которая Своим Честным Омофором покрывает всех нас от всякого зла. Дабы, находясь под Её Небесным Покровом, мы могли препобедить всякий грех, низложить силу дьявольскую и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

— Почему на Покров, да и на все Богородичные праздники, в храмах читают Евангелие о Марфе и Марии? Какая тут связь?

Протоиерей Алексий Уминский:

— Когда приходит Матерь Божия, одна женщина, желая похвалить Пресвятую Богородицу, говорит: «Блаженно чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Тебя питали». А Христос на это отвечает, что гораздо блаженнее те, кто слышит Слово Божие и умеет Его хранить. Может показаться, что в этот момент Христос как бы отвернулся от Своей Матери, не дал Ей должного поклонения и уважения. Но на самом деле как раз наоборот: Господь восхвалил Пресвятую Богородицу не только за то, что Она Его родила, как человек рождает на земле человека (уже за это каждый из нас должен почитать своих родителей), но Он восхвалил Свою Мать за то, что Она, как никто в этом мире, умела слышать слово Божие и хранить Его. Её блаженство святости переросло человеческое материнство, потому что Пресвятая Дева, подобно евангельской Марии, постоянно внимала Слову Божию. Это Слово сделало Её превыше всех архангелов и ангелов, честнее всех херувимов и без всякого сравнения славнее всех серафимов. Все, кто этому Слову хоть как-то сопричастен, стремятся исполнить своей жизнью заповедь Божию и живут по-евангельски, становятся Ей близкими и родными, и Она простирает над ними Свой спасительный покров, берёт под Своё покровительство, принимает в Свою семью.

— Почему именно святые Андрей и Епифаний удостоились созерцания Божией Матери?

Святитель Иннокентий, архи­епископ Херсонский и Таврический:

— Посмотрим на тех людей, которые удостоились созерцать Покров Пресвятой Девы. В храме Влахернском было множество народа; был царь, за свои познания прозванный мудрым; был патриарх, который потом за святость жизни причтён к лику святых; были люди славные и богатые, но никто из них не видел того, что происходило на воздухе; только Андрей и Епифаний удостоились быть свидетелями чуда, люди самые последние и во время их земной жизни многими презираемые. Так небо близко и открыто для всякого достойного, хотя бы он был между людьми ничем!

— А почему бы не сделать Покров видимым для всех людей?

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

— Если же не видит его неверующий, то что же удивительного? Разве можно хорошо видеть глазами больными или совсем потеряв зрение? А многие и имея очи могут не видеть, своим глазам не верить, стараться всё очевидное перетолковать, как им хотелось бы. И наоборот, по мере желания что-либо видеть и тщательно наблюдать изощряется у человека зрение. Сначала глаз многого не видит, потом, при большем напряжении и внимании, начинает примечать, различать ясно. Не так ли, когда кто выйдет из освещённого места в тёмное поле, то сначала ничего не видит, затем, осматриваясь, начинает и во тьме различать дорогу, ямы, деревья и т.д.? Особенно когда человеку очень интересно и нужно что-либо видеть, зрение усиленнее начинает изощряться. Моряк, всматриваясь во время бури в темную даль, замечает очертания берега. Любящий до ревности точно замечает и истолковывает малейшее движение того, к кому исполнен ревности. Потом, когда благодаря желанию и любви приобретается знание, становится легче всё видеть яснее. Врач сразу видит болезнь, ученый-естествоиспытатель сразу определяет, к какому роду относится растение, животное, легко различает роды почвы и т.д. Не то же ли и относительно веры в чудеса Божии, в Покров Божией Матери, незримый для грубого телесного ока и для ока сердца, отуманенного страстями, не изощрённого для этого зрения благодаря небрежению и неупражнению последнего?

— Не может ли быть такого, чтобы Божия Матерь за грехи наши отняла Свой Покров от России?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

— В нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли Она от нас, Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для Матери бедствующее чадо ещё дороже. И пока на Руси хоть малое стадо сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией, мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь.

предыдущая    следующая