Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Основы духовной жизни

ЗНАК ПРЕЛЕСТИ

Преподобный Симеон Новый Богослов, рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести».

Слова святителя указывают на смертельную опасность, грозящую подвижнику неопытному, не имеющему ни истинного наставника, ни правильных теоретических духовных знаний, — на возможность впадения в прелесть. Термин этот точно вскрывает само существо названной духовной болезни: лесть себе, самообман, мечтательность, мнение о своём достоинстве и совершенстве, гордость.

Святитель Игнатий называет главным источником этой тяжёлой болезни гордость. Прп.Григорий Синаит (XIV) пишет: «Прелесть, говорят, в двух видах является, или, лучше, находит... — в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало своё и причину... Первый образ прелести — от мечтаний. Второй образ прелести... начало своё имеет... в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. В сём состоянии прельщённый берётся пророчествовать, даёт ложные предсказания... Бес непотребства, омрачив ум их сладострастным огнём, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых». Каково же главное лекарство от этой болезни? «Смирение... служит верным предостережением и предохранением от прелести... Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да соединится она с плачем, и прелесть никогда не воздействует на нас» (I.228).

 О другой распространённой причине прелести свт.Игнатий пишет так: «Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть неопустительным участием в церковных службах и неопустительным исполнением келейного правила, состоящего исключительно из псалмопения и молитвословия устных и гласных... Они не могут избежать «мнения»... Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою».

Это замечание относится не только к инокам, но и ко всем христианам. Поэтому свт.Игнатий напоминает: «Мнящий о себе, что он безстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Приписывающий себе духовные делания, добродетели, благодатные дары... открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию у заражённых мнением». «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили своё достоинство, состоящее в смирении. Всё самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... Иные возбуждали своё воображение... и впали в совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным».

А.И.Осипов, профессор МДА

предыдущая    следующая