Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

23 февраля — 11 апреля — Великий пост

МОЛИТВА ДА ПОСТ — И ДУХОМ ВОЗРОС

Перед Великим постом — мясопустная неделя. То есть, с одной стороны, подготовка к посту, с другой — веселье, кутерьма, порою обжорство. И именно в это время мы удивительно противоречивым образом вспоминаем событие человеческой истории, которого ещё не было, — Страшный суд. Почему именно в это время, когда люди настроены повеселиться? Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

А нет никакого противоречия. Неделя мясопустная — это уже приготовление к Великому посту. В эту неделю по церковному уставу в среду и пятницу служится служба Аллилуйная, т.е. как в пост. В обычные дни — утренняя «Бог Господь…», а в пост — Аллилуйная. Плюс отказ от мяса. То есть по сути своей мясопустная — это время не разгула и обжорства, а успокоения, приготовления к празднику. В Церкви есть такие понятия, как предпразднство, праздник и попразднство. Так вот, предпразднство Великого поста — это и есть предпостовые недели, начиная с недели о мытаре и фарисее. Человек постепенно готовит себя к подвигу. Нельзя вступать в пост вдруг: сегодня объелся и опился, а завтра — сугубый пост. Это просто вредно.

Почему Страшный суд вспоминаем в это время? А это напоминание, что ждёт грешника и праведника. Своего рода отрезвление. Вот в этом году у нас юбилей, связанный с равноап.князем Владимиром. Благочестивое предание доносит до нас такую историю. Греческий проповедник открыл книгу и показал изображение Страшного суда. Князь изумился: «Что это?» Проповедник отвечает: «Это — Бог, Он будет судить весь человеческий род. Те, которые грешники нераскаянные, пойдут в геенну огненную, будут вечным огнём гореть, мучиться. А праведники пойдут в рай и вместе с Богом будут радоваться». Князь Владимир призадумался: «Не хотелось бы оказаться вместе с грешниками. А как можно попасть туда, где будут праведники?» На что проповедник ответил: «Ну, слушай. Вначале сотворил Бог небо и землю…» И рассказал всю библейскую историю, потом Евангелие о Христе Спасителе. Великий русский князь воодушевился: «Хочу быть христианином».

И помните: того, кто злоупотреблял алкоголем и чревоугодничал в молодые годы, с годами заставят поститься больные почки, печень, желудок. Читал давно рассказ о старике-рантье, измученном подагрой. Но едва на какое-то время подагра отступила, старик, любивший шампанское, выпил бокал. И злейшая подагра тотчас же его скрутила, ибо шампанское обостряет эту болезнь. Почему старик не удержался? Да потому, что ничего лучшего, чем питие шампанского, в его жизни не было. Грустно! Когда человек к старости приходит к тому, что у него, кроме телесных, чувственных удовольствий не было ничего хорошего, он обречён на страдания. Ибо алкоголь вреден, блуд невозможен, чревоугодие запрещено. Вот и у Св.Отцов мы находим мысль: чревообъедение — это самоубийство, поэтому вменялось в тяжёлый грех и требовало воздержания. И ради чего жить такому старику? Остаётся только злословить, ругаться, ныть и жаловаться на жизнь, на здоровье.

А когда человек познал духовные ценности, для него никакие ограничения не страшны. Даже если ты стар и болен — у тебя есть молитва, Таинства, покаяние, есть Бог, с Которым ты можешь поговорить, подумать о Нём, тебе известно состояние благодати, ты можешь наслаждаться Священным Писанием, трудами Св.Отцов. Не можешь читать — слушай церковную музыку.

Обо всём этом надо задуматься тем, кто собирается «оторваться» на Масленицу, а потом строго поститься. Да, на Руси всегда гуляли на Масленицу, пекли блины. Тут ещё имеет значение русская натура — широкая, раздольная, под стать огромной стране нашей. Но, как сказал мой духовник, «грешили наши предки, не спорю. Но зато как умели каяться! Как могли шагнуть от греха к праведности!» А сколько святых на Русской земле родилось! Уже это говорит, что не хлебом единым жив русский человек. Да русский человек и не может жить хлебом единым. Европеец, американец — может. А русский не может быть доволен только сытостью, у него всегда есть душевные и духовные потребности.

— Первая неделя Великого поста заканчивается радостным праздником — Торжеством Православия. Праздник будто взят взаймы у будущего. Но почему он приходится на Великий пост?

— Торжество Православия… речь идёт не о каком-то всемирном торжестве, а о Православии как вероучении. Установлен праздник был на VII Вселенском соборе, на котором было признано почитание икон. Почему для нас это так важно — почитание икон? Потому Бог непредставим, ибо Бог есть Дух. Но Иисус Христос — Человек в полной мере и Бог в полной мере. И это Боговоплощение позволяет нам изобразить Его материальную природу материальными средствами. Свт.Григорий Богослов говорит, что Божье Слово вочеловечилось, дабы мы могли обо΄житься. Ибо что воплотилось — то и обо΄жилось, что обо΄жилось — то и спаслось.

Но обо΄жение невозможно, если ты ничего делать не будешь. Необходимо преодолевать свою грехопадшую природу, свою удобосклонность ко греху. И пост — самое простое средство помощи на этом пути. Что проще — отказаться от скоромной пищи или перестать осуждать ближнего? Конечно, от скоромной пищи отказаться. Материальное — оно всегда проще. Но этот отказ укрепляет твою волю. Однако пост — это не только отказ от скоромной пищи. Иначе, как писал прп.Иоанн Дамаскин, «если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». «Не одни уста должны поститься, — писал свт.Иоанн Златоуст, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и всё наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи…» И Церковь в это время молится особенным образом, и службы более продолжительны, и по воскресеньям Литургия уже не свт.Иоанна Златоустого, а свт.Василия Великого. И песнопения носят покаянный характер.

Спрашивают: когда же наступит время, что по всей земле будет православная вера? Никогда. Почитайте Откровение. Где там написано, что везде победит Православие? Всегда, во все времена было и будет верное малое стадо. Другое дело, что в разные исторические периоды это малое стадо, поддерживаемое государством, как то было в Византии или в дореволюционной России, способствует тому, что к сему малому стаду прилепляются прочие, которые не так веруют, не так подвизаются, но тянутся следом. Вот в такой среде и возрастают святые. Иное дело, когда Православие гонимо, как это было в советское время. Но тогда появляются мученики, дерзающие пред Господом молиться за Россию. Посмотрите документы советского периода — вера в нашей стране сохранилась только чудом. Гонения, репрессии, аресты, попытки влиять на внутреннюю жизнь Церкви… Например, намеренно рукополагали людей неверных, подверженных каким-то страстям. И если священник, не выдержав всего этого, начинал пить, за штат его не выводили. Уполномоченный не разрешал. А в священника того тыкали пальцем: мол, вот ваш пастырь.

Не может быть торжества Православия во всём мире. Мы предлагаем всем свои христианские ценности, предлагаем следовать за Христом, но никого силком не тащим. Если кто-то откликнется — под влиянием газеты, фильма, проповеди, личного примера замечательного батюшки, — хорошо. Значит, этот человек возьмёт в руки Евангелие и откроет для себя Бога. А кто-то прочитает и лишь криво усмехнётся: «Религия — опиум для народа». И человек маловерный или далёкий от веры согласится с ним: «Действительно, смотрите-ка, сколько храмов настроили, назолотили». Ведь и сейчас случается, что собираются строить храм, а местные жители устраивают пикеты, говоря, что им храм не нужен. Это как в истории с гадаринским бесноватым, от которого Христос избавил жителей города. И что, обрадовались жители такому повороту дела? Нет, «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8,34). Их устраивало, как они жили. Вот и у нас: построят храм — и что-то изменится, колокола будут совесть будить, верующие на службу мимо их домов пойдут. И мысли в голове зароятся, что ты напрасно проживаешь жизнь свою. Так что же, всё прожитое перечеркнуть? Многие ли способны на это? Помню, одна женщина говорит мне: «Я верующий человек, но я не фанатичка. Фанатики постоянно в церковь ходят, кланяются иконам, молятся. Это нездорово». Отвечаю ей: «А вы знаете, к кому обратились? К фанатику в квадрате, ведь я священник. Я не только сам всё это делаю, но и других этому учу». Другой знакомый заявил: «Я верю в Бога, но я сам с Ним разберусь, сам обо всём с Ним договорюсь». Мил человек, а ты хоть на минуту задумался — Кто такой Бог? Творец Вселенной! И ты — микропылинка — с Ним разбираться вздумал?

— Великий пост называют временем активного сотрудничества Богу. Но разве не всегда мы должны помнить о Боге?

— Великий пост называется так, ибо он самый длительный и строгий из всех постов. Великий пост — подражание тому посту, который Сам Спаситель предпринял, перед тем как выйти на проповедь. Кстати, говоря об изгнании бесов, Христос предупреждает: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21).

Другие посты — Успенский, Рождественский, на Петра и Павла — также предваряют большие праздники, но в телесном отношении они более лёгкие. Успенский пост, хотя он строгий, как и Великий пост, нередко называют постом-лакомкой, поскольку в это время вызревают всевозможные овощи и фрукты. А ещё есть посты еженедельные. Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа Иисуса Христа Иудой на страдания и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его. Свт.Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и в пяток, сей человек распинает Господа».

Монахи ещё и в понедельник постятся в память о св.Иоанне Предтече и в подражание ему, как первому монашествующему.

Постараемся же не грешить делами, следить за своим языком, а мысли свои обращать к Богу. Аминь.

Записала Ирина СИБИРЯКОВА

предыдущая    следующая