Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Практический Закон Божий

СОЛНЦЕ ВСХОДИТ НАД ЗЛЫМИ И ДОБРЫМИ

Как православный христианин должен относиться к неправославным — мусульманам, иудеям, римокатоликам, протестантам?..

Этот вопрос содержит много подвопросов, и все они сводятся к одному, который диктует наше время, обременённое теоретическим и практическим экуменизмом, когда многие моральные и духовные установления ставятся под сомнение. Когда-то люди замышляли построить Вавилонскую башню, но по Божией воле произошло смешение языков и рассеяние народов. Сегодня опять многие желают возвести башню объединённого христианства, но не во Христе — Истине, а на компромиссе между ложью и Истиной, светом и тьмой, Христом и Велиаром, что приводит в смятение православных верующих и подрывает вечные моральные и духовные установления.

А экуменизм! Что это? Всё это происки древнего исконного змия, называемого диаволом и сатаною, который нашим Прародителям предложил в раю стать богами, но не с помощью Бога, а вопреки Ему, с помощью диавола. Так и сегодняшние экуменисты желают создать единство христиан, о котором Христос молился в своей первосвященнической молитве (перед страданиями), но единство не на Истине и не в Истине, а на компромиссе, на лжи и лицемерии. Не на вере во всё то, что Христос открыл людям во спасение и оставил в Церкви своей, а на искажении всего, что в Церкви.

Такой проект придумали протестанты, а все остальные к ним присоединились. К сожалению, в числе экуменистов есть и «православные» (епископы и священники), которые от теоретического экуменизма (разговоров и диалогов с неправославными) в большинстве своём перешли к практическому экуменизму, участвуя в общих молитвах и богослужениях, а где-то и в совместном Причащении. Всё это привело к соблазну, смятению и разделению в Единой Церкви Христовой, Церкви Православной. И в наше время (как это много раз было в истории Церкви) исполняются слова Христовы о том, что Церковь Его «врата ада не одолеют» (Мф.16,18). И действительно, во всякой Поместной Православной Церкви среди клира и народа есть те, которые не принимают отравы экуменизма, в каких бы обёртках она ни преподносилась. Они есть и остаются «Церковью Бога Живаго, столпом и утверждением Истины».

Так как же православному христианину следует относиться к неправославному человеку? Как к своему тяжко болящему брату по телу. Все мы от одного Адама, с болью, милостью и любовью. Чем сильнее брат болен, тем больше нуждается в любви. Что касается человеческих отношений, земных насущных потребностей, — относитесь ко всем людям одинаково. Всем нужно оказывать своё почтение, всем помогать в разных материальных затруднениях, быть готовыми положить душу свою за ближнего, невзирая на веру и другие различия. Это наука евангельская, это наука святоотеческая, это наука Церкви Православной. Так и только так поступает истинный слуга Божий, ибо Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45).

Между тем когда вопрос касается веры Православной и нашего членства в Церкви Христовой, если возникают затруднения в общении с евреями, язычниками или атеистами, мусульманами, римокатоликами, протестантами и т.д., то всё меняется коренным образом. Здесь православный не смеет преступить границы веры своей, изменить установлениям Свв.Отцов и мешать свою веру с чужой, вступать или соглашаться на компромисс, искать некие точки соприкосновения с инославными ради каких-то ложных целей. Это значит, что православный с неправославным не может иметь какого бы то ни было единства в вере, обрядности или молитве. Нельзя иметь совместную молитву. Об этом говорят многие свв.каноны Православной Церкви. Но можно и нужно о таких людях молиться, чтобы Господь просветил, умудрил и наставил их ко спасению на путь вступления в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Так, в Акафисте Иисусу Сладчайшему содержится моление о призвании еретиков к познанию истины, о просвещении язычников, о покаянии грешников. Но Церковь не имеет силы и власти кого­то принуждать к единству в вере с ней, чтобы кто-то становился насильно Её членом. Это противоречит любви.

Может ли православный входить в неправославное богослужение, присутствовать на неправославном обряде или собрании, молитвенно участвовать в нём? Нет. Ни при каких условиях или обстоятельствах. Даже в случае принуждения. Тем бы он попрал канон Церкви Православной, тогда прекратилось бы его членство в Церкви Христовой, ибо такое действо отсекает человека от Церкви.

Епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский Артемий

предыдущая    следующая