Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере

«СОВЕТ ДАЮ, НЕ ЗАПОВЕДЬ»

Насколько важно для духовного преуспевания иметь духовника и каково должно быть послушание мирян своим духовникам? Правильно ли поступают те, которые исповедуются у одного духовника в миру, но есть у них и другой духовник в монастыре?

Наличие духовника в деле нашего духовного преуспевания, разумеется, обязательно. Но главное всё-таки то, насколько сам человек способствует этому, насколько старается, насколько понуждает себя к духовной жизни.

Думаю, послушание мирянина духовнику должно отличаться от послушания монахов своим старцам. На мой взгляд, неправильно требовать от светских людей безрассудительного (в хорошем, монашеском смысле этого слова) послушания. Только монах, связанный со своим старцем через Таинство Пострига, обязан слушаться его без рассуждения. Духовники хоть и являются духовными руководителями, но мирские люди их в первую очередь должны слушаться в том, что касается борьбы с грехом. Другое дело, если мирской человек желает спросить совета. И даже в этом случае Варсонофий Великий говорит: «Совет даю, не заповедь». Хорошо спрашивать совета, но не на каждую мелочь. Если вы не спросите совета духовника в таких вопросах, как, например, какую машину купить, какую профессию выбрать, это не будет грехом. Ещё один момент: если кто-нибудь недоволен духовником, может уйти от него, даже не взяв благословения последнего на это. Только монах не может исповедоваться у другого духовника без благословения своего. Мирской человек может пойти к тому духовнику, которого выберет сам. Конечно, это не значит, что нужно постоянно бегать от одного духовника к другому, собирая целую коллекцию батюшек.

Что касается духовников в миру и в монастыре. Бывает так: человек выбирает себе духовника из далёкого монастыря, но в силу обстоятельств не может к нему часто ездить. Поэтому находит второго духовника в миру, у которого исповедуется систематически. А когда находит время, ездит к старцу, с которым решает основные вопросы своей жизни. Получается, у человека есть духовный руководитель и духовник-исповедник. Привожу пример: на Святую Гору приезжают паломники. Многим из них духовную линию жизни проводят духовники-святогорцы. Но так как паломники приезжают на Афон только раз в год, мы им советуем найти у себя духовника и исповедоваться у него (недостаточно же человеку исповедоваться раз в год). Но духовное руководство им оказывают, раз они сами этого хотят, святогорцы.

Архимандрит Ефрем, игумен Священной и Честной Обители Ватопед, Афон

предыдущая    следующая