Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

ЕСЛИ БЛИЗКИЕ НЕ ВЕРЯТ В БОГА

Если твои близкие не понимают и не принимают тебя как верующего, воцерковлённого человека, оскорбляют при совершении молитвы, как поступать в таких случаях? А скажите, нужно ли показывать другу, что я с ним дружу, доказывать свою дружбу? Мне кажется, что не надо. Он узнает это сам в те моменты, когда он будет в опасности — и я приду ему на помощь, когда будет нужда — и я откликнусь. Когда он будет рад, я постараюсь радоваться с ним. И люди вокруг вас узнают, что вы поверили, когда вы спасёте их, когда помилуете их. Спасёте от какой-то беды, а не в высшем смысле, ибо только Христос есть Спаситель. А вера ваша должна совершаться втайне. Для меня есть великие образцы в Житиях святых. Посмотрим, например, на святых Адриана и Наталию. Адриан был язычником и не знал, что Наталия христианка. Как она его любила, как служила! Вера — это личные отношения с Богом, и они должны быть втайне. Когда найдётся единомышленник, я отчасти могу их приоткрыть и вместе порадоваться, мы можем быть единодушными. Мы знаем много примеров, когда люди берегли такие отношения и держали их сокровенными. Если выставить свою любовь напоказ, то её растопчут. Только тот, кто дружит с вами и вашим любимым человеком, сможет понять и разделить эту любовь.

Вера — это не декларация каких-то правил, не идеология. Это личные отношения со Христом. Я их берегу и освящаю. И когда окружающие люди будут готовы разделить эти отношения, я поделюсь с ними. Но пока не готовы, я буду терпеливо ждать, пока они не возымеют нужду в этом. Ведь нас же ждали! Бог взыскует человека, Он ищет его. Есть прямое указание на это в Евангелии — притча о том, как потерялась овца и её ищут. Так и вы ищите других, ждите их. Пусть это будут не враги или противники ваших взглядов, а люди, которые пропадают. И если они не найдут Христа, то пропадут. Давайте их подождём. И когда мы это поймём, то возникнет совсем другое отношение к ним.

Например, когда я благословляю пищу, если я просто машу рукой, совершая этот обряд, а в сердце ничего не имею, то это будет показухой и лицемерием. Если я клянусь кому-то в дружбе, но не имею к нему чувства привязанности, не имею взаимности и доверия, — это ложь. С другой стороны, если я не показал внешне ничего, но сердце моё горит, я сделал всё.

Почему я хожу в храм и каюсь? Почему молюсь перед иконами и ставлю свечи? Если бы я смог раскаяться сейчас, на этом месте, то мне не нужно было бы подходить под епитрахиль. Но сердце моё закрыто. И поэтому мне необходимо участие в таинстве. Я иду хотя бы ногами на покаяние и исповедь: «Господи, я принёс Тебе своё тело». Если бы я мог молиться, то не вставал бы на колени, я бы в сердце склонился. И я должен поставить свечу, чтобы сказать тем самым: «Господи, я не могу гореть, как свеча. Я тлею, во мне слова живого нет. Я не могу искренне произнести ничего. Во мне нет подлинного сокрушения и радости». И поэтому внешние поступки нужны, но тоже в особых местах, где есть такие же немощные, как и я. Тогда этим поведением я не возношусь над мытарем, подобно евангельскому фарисею, а говорю: «Господи, прими эту молитву мертвеца, молитву одними устами, одним языком».

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

предыдущая    следующая