Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

БЕЗБОЖНАЯ ПЛОЩАДЬ

В газете «Петербургский дневник» от 25 декабря 2013 г. размещена заметка «Площадь Стругацких», из которой следует, что «на углу пр.Московского и ул.Фрунзе в Петербурге может появиться пл.Братьев Стругацких. Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга проголосовала за переименование ныне безымянной площади».

Признавая определённый вклад этих писателей в развитие в нашей стране жанра научной фантастики, обращаем также внимание читателей на следующие факты, явствующие из их произведений.

Священник Димитрий Струев (журнал «Фома», 2007 г., № 4, с.30): «Масштабу дарования писателей должен соответствовать масштаб их духовной ответственности за печатное слово. То, каким образом в творчестве Стругацких затрагиваются священные для христиан имена и понятия, не может быть простой небрежностью авторов, — это их чётко выраженное отношение к христианству».

Отношение — богохульное и кощунственное — обозначилось с первых книг. Возьмём, к примеру, само заглавие: «Понедельник начинается в субботу». Зная, с какой тщательностью писатели отрабатывают варианты названия своих произведений, можно не сомневаться, что это не просто фраза, а, по сути, авторская позиция — декларация отрицания Воскресения. В этой же книге встречаем соответствующий пассаж о сотрудниках фантастического института: «Они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее». Пренебрежительный, глумливый тон по отношению к Священному Писанию налицо.

В повести «Хромая судьба» уже на второй странице находим: «То и дело случаются со мной какие-то унылые, нелепые, подозрительные даже происшествия, словно тот, кому надлежит ведать моей судьбою, совсем одурел от скуки и принялся кудесить, но только дурак он, куда деваться? — и кудеса у него получаются дурацкие». Походя даётся характеристика и пророкам: «Все пророки были пьяницами, потому что уж очень тоскливо: ты всё знаешь, а тебе никто не верит». А если описывается мерзкий старикашка — литературный доносчик, то имя ему даётся не иное, как Мефодий Кириллович! И такая вот глумливая россыпь практически по всем романам и повестям.

Роман «Отягощённые злом» вообще представляется напористым богохульным пасквилем: здесь и оправдание предательства Иуды, и клевета на апостолов, и потуги на «новое прочтение» Священного Писания. Отталкиваясь от евангельского текста, авторы пишут (прости, Господи): «Ядовитый, как тухлая рыба, Фома(!) для развлечения своего загадывает ему дурацкие загадки»; «Спесивый и нудный Пётр(!) ежеутренне пристаёт с нравоучениями, понять которые так же невозможно, как и речи Рабби, но только Рабби не сердится никогда, а Пётр только и делает, что сердится да нудит», — это не о ком-то, а именно об апостолах и Иисусе Христе (см.: Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя. М.: АСТ Москва, 2009, с.212). А Иуду, оказывается, после Тайной вечери Господь «долго, медленно, терпеливо» инструктировал, как предать Его (там же, с.214).

Священник Александр Ткаченко: «В мире Стругацких религия присутствует лишь на отсталых планетах, да и то в карикатурных формах» (журнал «Фома», 2007 г., № 4, с.16).

Всеволод Гаккель, виолончелист группы «Аквариум»: «Я был в ужасе от чудовищного кощунства по отношению к Евангелию и всему тому, что свято для верующего человека. По-моему, это уже за гранью…» (там же, с.29).

Священник Дмитрий Струев: «Для христианина это откровенное богохульство»; «У того, кто хотя бы с малейшим уважением относится к христианским святыням, рука не поднялась бы создавать такой виртуальный мир» (там же, с.30).

Для богоборческого советского режима, для невоцерковлённой публики всё это типично и понятно. Сейчас обстановка в стране коренным образом изменилась, и пренебрегать духовными вопросами — даже при желании увековечить память человека — никак нельзя. Мы понимаем, что в соответствии с законом «О свободе совести» писатель может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но кощунствовать не позволено никому, тем более в «хранимой Богом родной стране» (слова нашего государственного гимна). Допустимо ли, чтобы в Санкт-Петербурге — городе святого Петра — была площадь имени кощунствующих авторов? Может быть, вполне достаточно того, что своими сочинениями они уже создали себе «памятник нерукотворный»? Мы надеемся на правильное понимание важности изложенного и просим пересмотреть решение комиссии, отменив планируемое наименование указанной площади.

Петербуржцы, ветераны флота Г.Б.Бубнов, А.М.Веселов, Н.И.Поздняков

предыдущая    следующая