Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Как аскет аскету

БЛАЖЕНСТВО №4

Преподобный Серафим Саровский говаривал: «Других учить — камушки с колокольни кидать, а самому исполнять это — камни на колокольню поднимать».

Разные выводы можно сделать из этих мудрых слов. Можно прикусить язычок и начать молча втаскивать камни добродетелей на колокольню собственной души. А можно сообразить: «Ах, значит, учить легче? Так я сейчас займусь!» — и, взбежав махом на вершину, швырять камушки поучений в братьев и сестёр.

…Перед обширным собранием православных мирян выступал солидный бородатый мужчина. Он говорил о покаянии. Поначалу казалось, что говорит вещи правильные, такие, с какими не поспоришь: «Покаяние необходимо… Недостойное причащение опасно… Храните память о грехах своих… Понимайте, что грех — это грех, незнание — не оправдание…» Слегка задевал только тон оратора. Как-то не по-хорошему напоминала его речь выступления какого-нибудь протестантского пастора: тут и высокомерные поучения, тут и попытки расшевелить аудиторию: «Ну-ка, кто вспомнит третье по счёту блаженство? А? Ну!.. Вот женщина помнит! Умница, считайте, что вы уже близки к раю!»

Выступающего звали Сергеем Михайловичем Масленниковым. Он — старший преподаватель «Школы покаяния» в Екатеринбурге, автор цикла бесед «О пути к спасению».

Кто-то скажет: «Зачем придираться к тону речей Сергея Михайловича? Главное ведь содержание. Были бы слова правильными, а как именно они произнесены — кому какое дело?»

Не совсем это так… Тон определяется духом: каков дух в человеке, таков и тон его речи…

Прежде всего обращает на себя внимание вот какой факт:  С.М.Масленников и его сотоварищи по «Школе покаяния» не священники, не монахи, а такие же, как мы с вами, миряне. Не хочу сказать, что мирянин не может быть духовно мудрым человеком, — может, непременно может! Но вы подумайте: человек ведь учит не арифметике, не сопромату, а покаянию! аскетике! духовным практикам! Это не тот, совсем не тот предмет, который можно выучить по книжке и потом передавать другим с чужих слов. Чтобы учить аскетике (читай: преподобию, святости!), нужно прежде самому набить шишек в борьбе «со страстьми и похотьми», нужно своими ногами проделать путь на вершину. Тогда, во всяком случае, начнёшь понимать, что духовное совершенствование и изучение матчасти токарного станка — это вещи очень не похожие друг на друга. Аскетика куда ближе к искусству, к творчеству, чем к зазубриванию инструкций.

Но после выступлений С.М.Масленникова создаётся впечатление, что преподаватели «Школы покаяния» этой разницы не видят. Для них и евангельские блаженства — это «Инструкция по применению»: «Сперва достигаем блаженства А, потом переходим к блаженству Б…» Недаром Сергей Михайлович так усердно требовал от слушателей твёрдого знания нумерации блаженств. В Евангелии они, правда, не пронумерованы, — но в «Школе покаяния» это упущение исправили. Ну-ка, читатель, быстро отвечайте, какое у нас блаженство № 4? Что-то вы долго думаете — надо, чтобы от зубов отлетало, а то не будет вам спасения!

Основой для учебного курса екатеринбургской «Школы покаяния», по утверждению самих преподавателей, являются труды свт.Игнатия Брянчанинова и других Святых Отцов. Преподаватели довольно близко к тексту пересказывают то, что писал святой Игнатий, — но аскетика не тот предмет, который можно пересказать. Она как стихи: в стихах переставил слова — и поэзия умерла. В аскетике же уклонился от духа — и самая правильная мысль превращается в свою противоположность. И что же в итоге?

В итоге курс «Школы» всё менее походит на подлинное учение Святых Отцов: вместо делания — зазубривание, вместо опытного познания — начётничество, вместо милости — жертва.

— Главное в Православии — это что? Ну, кто первый скажет? — вопрошают екатеринбургские учителя и сами же отвечают: — Главное — это покаяние! Нужно знать все свои грехи. Забытый грех — не прощённый грех! Грех, совершённый по незнанию, тоже не простится: как вы будете каяться в том, чего не знаете?

Вообще-то главным в Православии, в жизни человеческой, является как будто стяжание Духа Святого. Так и преподобный Серафим учил. А покаяние — это только средство к такому стяжанию. Важное средство! Необходимое средство! Но — только средство, и не более того! Оно затем и дадено человеку, чтобы он не вязнул в непреходящем чувстве вины (чувство вины — страшная, разрушительная вещь!), чтобы облегчал душу, омывал её, приуготовлял для Духа Святого.

Но как омывать душу, если, по учению учителей «Школы покаяния», грехом является едва ли не каждое наше деяние? Вы засмеялись? Это грех. К тому же смешливость, оказывается, говорит о вашей склонности к тщеславию. (Знавал я, правда, немало тщеславных людей, которые вовсе никогда не улыбались…) Вы заплакали? Это грех. Вы похвалили за что-то своего ребёнка? Вы и сами согрешили, и ребёнка склонили ко греху. Да, в самом деле: Сергей Михайлович вполне серьёзно считает, что хвалить детей — вещь недопустимая, крайне греховная. Пусть родители оценят такое мнение по достоинству…

Подобный ригоризм, крайняя нетерпимость в суждениях проистекает именно от подхода к аскетике как к технической дисциплине. Ведь если в инструкциях по сборке некоего прибора сказано: «Соедините деталь А с деталью Б», то тут не может быть иных вариантов — делай, как написано! А душа человеческая?.. Неужели она ничем не отличается от автомобильного двигателя?

Между тем «Школа покаяния» не просто вещает перед собраниями верующих (как это было на минувшей выставке «Православная Русь», где С.М.Масленникову было отведено на выступления два дня), — они ещё и торгуют своим «учением», то бишь аудиозаписями лекций. Свой маленький бизнес…

И вот что пишут в Интернете люди, познакомившиеся с аудиокурсом «Школы покаяния»:

«Ирина Тоярова: У меня двое знакомых после прослушивания одинаково приуныли в отношении дела спасения, причём люди очень разные: психически крепкий мужчина, староста наш, и довольно эмоционально уязвимая женщина. Причём сам Масленников бичует такую реакцию, но, во-первых, она, значит, не редкость, а во-вторых, то, как он говорит о греховности отчаяния, в это самое отчаяние почему-то и вводит».

«Р.Б. Елена: Приехал дядя и привёз диск, перед этим рассказав, что обязательно рекомендует его слушать. Однако меня удивило, что всё вроде правильно, но тупик какой-то… Я начала понимать, что спастись мне не удастся, т.к. что я ни делай — больно грехов много… У кого бы узнать, насколько полезны эти лекции?»

И вот каков ответ был на вопрос Елены:

«Сообщаю Вам, что Издательский совет РПЦ продолжит рецензирование изданий с целью выявления в них недостатков, в том числе работ С.Масленникова. В настоящее время работы С.Масленникова не получают грифа Издательского совета.

С уважением священник Александр Ильюхов, Секретариат научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета Русской Православной Церкви. Октябрь 2013 года».

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая