Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

«ХОРОШО ДУМАТЬ, ХОРОШО ГОВОРИТЬ, ХОРОШО ПОСТУПАТЬ»

Прошлая наша беседа с профессором, доктором психологических наук заслуженным деятелем науки РФ Валентином Евгеньевичем СЕМЁНОВЫМ закончилась на оптимистической ноте. А именно фразой: «Сам Ахмадинежад выступает за усиление связей Ирана с Россией». А у меня вопрос: как живётся православным в мусульманском Иране? Вопрос не праздный: вот, например, в Кении вооружённые боевики взорвали православный храм Африканской Церкви. Погибли 17 человек. Так кенийские мусульмане организовали народные дружины для защиты кенийских христиан и их церквей. «Христиан нужно защитить любой ценой», — заявил глава Верховного совета кенийских мусульман Адан Вачу. Отвечает В.Семёнов:

— Не слышал, будучи в Иране, ни о каких народных дружинах, защищающих христиан. Да это здесь и не нужно. Чтобы понять, как иранцы относятся к иным верованиям, давайте заглянем в меджлис — по сути однопалатный парламент, куда входит 290 человек, избираемых на четыре года. Так вот, большинство в нём, конечно, составляют мусульмане. Но у них отведено энное количество мест для христиан, иудеев и зороастрийцев (последователи древней религии Персии, огнепоклонники). А вот буддисты и бахаисты лишены прав быть парламентариями. Чем насолили иранцам буддисты, не знаю. А бахаизм (по-арабски баха — слава) зародился в середине XIX века, его основатель — некий пророк Бахаулла. Главное учение — единство Бога, религий и человечества, экуменическое по сути. Всемирный административный и духовный центр бахаи находится на севере Израиля, в Хайфе. Неудивительно, что исламское духовенство враждебно встретило новую религию.

Зато в Иране есть православные церквушки, армянские церкви, синагоги, древние зороастрийские храмы. Ныне зороастризма придерживаются несколько десятков тысяч человек, даже похороны устраивают по своему древнему обряду. Но храмы их — каменные, грубо сделанные — не блещут красотой. Иное дело мечети — в зеленовато-бирюзовых тонах майолики и глазури, образующих замысловатые орнаменты, они удивительно красивы и величественны. И что поразило, мечеть в Иране — это действительно дом для людей. Внутри всё застлано коврами, и в уголке частенько кто-нибудь лежит и дремлет, намолившись. И никто его не гонит!.. В Иране вообще царит атмосфера настоящей демократичности, которую не надо экспортировать из лицемерной Америки, порядком всем поднадоевшей своими непомерными амбициями и вмешательством во внутренние дела других государств.
Ислам в Иране шиитского толка, возникший в XVI веке. Итак, в Иране 89% — шииты, 10% — сунниты, христиан — 0,7%, иудеев — 0,3%. Коренного населения — персов — 51%, но они считают себя единонациональной страной, а мы в России, имея около 80% русского населения, считаемся многонациональной страной. Иранцы заявляют, что государственная религия у них — шиитский ислам. Сравните с Россией, где до 70% населения причисляют себя к православию (по крайней мере как к культуре), но Россия тем не менее многоконфессиональная страна.

Впрочем, в Иране свои проблемы. В стране проживают более 24% азербайджанцев, чем пользуются США, стараясь посеять национальные трения. Ведь на севере Иран граничит с Азербайджаном по Каспию. Также много здесь армян. Но Ахмадинежад отводит им особую роль, говоря о глубоких дружеских исторических корнях в отношениях Ирана и Армении.
Что касается правительственного устроения Ирана, то небезынтересно будет знать, что в стране действует Совет стражей Конституции из 12 человек (6 человек назначает Верховный руководитель, а 6 — парламент) и Совет экспертов из 86 человек — все исключительно духовные люди, этот Совет как раз и выбирает Высшего руководителя — «Аятоллу». Кстати, у них три суда — народный, революционный и религиозный. И существует смертная казнь за уголовные преступления: изнасилование (вешают насильников на площади), грабёж, убийство…

К иностранцам иранцы относятся доброжелательно. Всё зависит от того, как вы сами себя ведёте. Надо просто соблюдать правила, вытекающие из религиозного и нравственного мировоззрения иранцев. Во-первых, не провозить и не употреблять алкоголь. Кстати, интересный момент: там почти в каждом кафе есть кальяны — даже девушки кальян курят, сидя по-турецки или полулёжа, но алкоголь под запретом! Конечно, если русский попросит бокал вина — ему принесут (своему — нет: иранцы пьют дома, если есть желание), но лучше не нарушать их законов. Второе — одежда: никаких коротких юбок, шорт, вообще поменьше обнажённости. Желательно, чтобы волосы были прикрыты хотя бы газовой косынкой.

— Почему же, когда к нам приезжают из других стран, то не особенно считаются с нашими обычаями? Ещё и свои навязывают…

— А кто к нам приезжает? Полуграмотные, не имеющие профессии гастарбайтеры! Недобросовестным работодателям выгодно держать этих безправных людей, платя им гроши. Так бизнесмены набивают свою мошну и разваливают нашу культуру. Слава Богу, теперь для гастарбайтеров будут устраивать курсы изучения русского языка. Ведь незнание языка порождает агрессию и отчуждение. Поколение, выросшее в бывших союзных республиках после развала СССР, не знает русского языка. Увы, значение русского языка снижается и в самой России. Пройдите по улицам — везде надписи на английском языке. А часы преподавания русского языка и литературы в школе сокращаются. Идёт перекодирование национально-культурного кода русского человека. И идёт вполне успешно. Начиная с 90-х годов наша молодёжь, разинув рот, смотрит и слушает Запад. Помните, как в 90-х годах в наших кинотеатрах открыто демонстрировали порнофильмы, на которые в залы набивались и молодые, и старые… Я ещё удивляюсь устойчивости нашего менталитета: после такой массированной и разнузданной пропаганды секса, насилия, наркотиков и наживы у нас ещё сохранились здоровые начала, есть верующие молодые люди, есть те, кто готов с оружием в руках защищать Отечество. Но спросите молодёжь: кто сегодня герой нашего времени? Не ответят. Последним героем был Гагарин и те, кто в Чечне воевал, ещё, пожалуй, наши учёные…

— Что ещё бросается в глаза в Иране, чего нет у нас?

— Это несомненная честность иранцев. У них сложная, какая-то двухэтажная денежная система: реалы, туманы… И мы в кафе однажды решили, что нас обсчитали, — вернулись, попросили пересчитать. И что вы думаете? Ни тени раздражения в ответ, пересчитали, на бумажке всё расписали, улыбнулись. А мы для себя уяснили, что здесь сдачу можно не пересчитывать — никто никогда не обманет. Кстати, если хотите вернуть купленную вещь — берут без вопросов и без скандалов возвращают деньги.

— А можно идти, например, по Тегерану, и чтобы крестик на груди виден был? Спрашиваю, потому что читала, что в Турции наших священников уже в аэропорту заставили снять кресты.

— Я не догадался проэкспериментировать, а интересно было бы… Хотя крестик-то нательный, он не должен быть виден. Крест не украшение, а символ веры. Но ни в посольстве нам ничего не говорили о преследованиях христиан, ни местное население никак не выражало нам свою неприязнь. Мы гуляли ночью по городу, забрели на базар на какой-то полутёмной улице. Не знаю, чем бы это закончилось в России, а там на нас никто не обращал внимания, не приставал: ну ходят иностранцы и ходят. Правда, кресты наружу мы не выставляли. Зачем дразнить мусульман в их стране? Если даже в христианских Англии и Франции исламисты требуют убрать кресты из больниц и школ и возмущаются устройством вертепов в витринах магазинов в канун Рождества Христова.

— При этом у нас на Сенной площади мусульмане справляли Курбан-байрам, резали баранов на месте взорванного православного храма. И что интересно: я прожила 20 лет в Алма-Ате и ни разу не видела, чтобы казахи устраивали такие праздники на своих площадях — Курбан-байрам проходил в степи, за городом. Почему же в России гости ведут себя столь безпардонно?

— Потому что наша власть им это позволяет. Толерантность, к которой нас призывают, порождает вседозволенность. Нас призывают уважать их обычаи, но почему-то это уважение — одностороннее. А разве наши обычаи и традиции уважать не надо? Русские — государствообразующая нация, нравится это кому-то или нет. Кстати, в этом году наши мусульмане справляли свой праздник за пределами города — в Шушарах и Колтушах. Это достойно.

— Как-то один батюшка в интервью сказал, что «мы обречены на дружбу с исламом», поскольку живём бок о бок с мусульманами.

— Дружба — это дело полюбовное, но то, что мы должны стараться мирно сосуществовать, — это верно. Гумилёв убедительно показал, что по своей ментальности, кстати, татары и русские наиболее близки. Имеется в виду, конечно, не религия — они-то совершенно разные. Но даже во времена татаро-монгольского ига многие культурные элементы Орды перешли в нашу культуру. Многие татарские воины становились верными защитниками России. Некоторые наши князья, например Юсуповы, имеют азиатские корни. Тот же св.князь Александр Невский не раз ездил в Орду, чтобы сохранить зыбкий мир. А ныне в составе России и Татарстан, и Башкортостан. Северный Кавказ, кстати сказать, тоже в своё время пришёл под руку русского царя. И многие века мы жили в мире и согласии друг с другом. Так что мы не обречены на дружбу, — мы дружим. И это единственно правильное решение и для христиан, и для мусульман. Хотя всякое бывает. В Татарстане в последнее время появились свои националисты, случаются антирусские выступления… Но горячим головам надо помнить, что у нас одна Родина, которую мы должны вместе защищать от многочисленных внешних врагов. Вместе мы — сила, а поодиночке нас переломают, как веточки. Это что касается ближайших соседей. Что касается соседей дальних — Ирана, например, — то даже худой мир лучше доброй ссоры. А чтобы дружить, надо, согласно крылатому древнему выражению иранцев, «хорошо думать, хорошо говорить, хорошо поступать» — по-русски: «Слова не должны расходиться с делом» и «не держать камень за пазухой». Вот и Ахмадинежад выступает за усиление связей Ирана с Россией.

Записала Ирина РУБЦОВА
Окончание следует

предыдущая    следующая