Пока
в Покровской церкви посёлка Шум готовились к праздничной службе, мы с Анной
Дмитриевной, сев в уголок, говорили про былые годы. Это настоятель мне
посоветовал, отец Алексий Луковский:
— Пообщайтесь
с нашими бабушками, — замечательные люди!
— Они свечницы?
— спросил я.
Отец Алексий
даже возмутился, услышав такое:
— Они? —
генералы! Без них ни одно дело не сдвинется!
Но 86-летняя
Анна Дмитриевна никак на генерала не походила: добрые глаза, мягкий голос,
правильная речь старой учительницы.
— Я долго
работала в храме, за свечами смотрела, а теперь и на это сил не осталось. Но
прихожу сюда, помогаю, чем могу. Не могу без храма; бывает, так заболею — с
кровати не подняться, — так лежу и плачу: на службу хочется.
— Вы,
наверное, с детства к церкви приучены? Всю жизнь молитесь?
— Нет, нет!
Что вы! Я только на пенсии к Богу пришла, а так — жила в безбожном мире. В школе
работала всю жизнь: сами знаете, можно ли там было о вере думать! А всё-таки,
что ни говорите, а школа — это доброе дело, Божие дело. Если бы мне заново жизнь
начинать — я бы снова с детьми занималась. Это такое счастье — детей
воспитывать!.. Любовь — она не теряется, она всё равно взойдёт рано или поздно.
Сейчас я встречаюсь со своими бывшими ученицами — они уже сами бабушки, все
внуков растят, и говорят мне радостно: «Весь наш класс, Анна Дмитриевна, теперь
воцерковлённый, все вместе в храм ходим!» А ведь я им в школе о Боге ничего не
говорила — просто любила их и воспитывала с любовью… А как я сама уверовала? А
вот как: однажды зашла в храм из любопытства, а на дворе лето, жарко, и я с
непокрытой головой… Свечница меня ругать начала: «Как же это вы, женщина, в
церковь заходите! Неужели не слышали, что сюда простоволосыми не являются!» А я
и не знала ничего такого — или знала, да забыла… Слишком далеко я от всего этого
жила и не задумывалась никогда… Стало мне интересно, почему это в церковь нельзя
простоволосым. Купила книжечку о поведении в храме, изучила её… Потом другую
книжку, потом ещё одну… И понемногу прониклась.
«Вот
как оно бывает! — удивился я про себя. — У нас только ленивый не ругает
бабушек-свечниц за то, что они своими попрёками распугивают-де новоначальных! Но
вот упрекнули человека, а он не только не обиделся, но уцепился за упрёк, как за
ниточку, и ниточка эта вывела его на свет. Бог-то всё видит: Он может и грубость
чужую обратить во благо; но сколько нужно иметь в душе врождённого, благородного
смирения, чтобы воспринять попрёк как научение, сколько нужно иметь готовности
признать свою ошибку и стремления исправить её… Это не каждому дано…»
Тут надо
напомнить читателю, что это за посёлок такой — Шум, и что это за Покровский
храм. Шум — место не громкое, однако Богом не забытое. С давних лет совершались
тут замечательные чудеса: в Северную войну, например, некий святой муж явился
русским стрельцам, гибнущим под натиском шведов, и тайной тропою вывел их из-под
огня неприятеля, а потом подарил им чудотворный крест, который потом местные
жители чтили как особую святыню… А уже в наше время, в 90-е годы, многие жители
Шума видели явление Покрова Богородицы над их посёлком, о чём и рассказывали
потом отцу Алексию… Мы об этом уже писали однажды, но о таких делах не грех и
напомнить.
А что такое
Шумский храм? Покровская церковь стояла здесь с незапамятных времён, но во время
Великой Отечественной она была сметена ураганным артиллерийским огнём. И вот что
важно: именно на этих землях немцы хотели замкнуть второе — смертоносное —
кольцо блокады, но не вышло у них ничего. Не церковь ли Покровская ценою своей
гибели удержала врага? Не Покров ли Божией Матери, столь ощутимый именно над
Шумом?
…А новая
Покровская церковь в Шуме — это бывший продуктовый магазин. Ветхое, чуть живое
здание продмага власти отдали Покровской общине, — и делайте что хотите!
Неустанными трудами и неустанною молитвою отец Алексий с прихожанами сумели
превратить эту развалину в главное украшение посёлка, так что теперь местные
жители и гости Шума любят фотографироваться на фоне златоглавого храма… Изнутри
маленький храм — пусть даже ещё недоделанный — поражает духовной мощью,
свойственной разве что нашим древним церквам, — особенно если вспомнить, каким
он был ещё года два назад. Чудо, настоящее чудо!
— Да, всё
чудесным образом делается, — соглашается отец Алексий. — Вот вам пример: как-то
заходят в храм двое приезжих, муж и жена. Помолились, потом просят меня:
«Батюшка, не дадите ли нам рулетку?» — «Зачем она вам?» — «Надо!..» Взяли
рулетку, измерили окна в церкви — и уехали. Через несколько дней приходят к нам
рабочие и ставят новые окна, подарок от неизвестных друзей — тех самых супругов,
решивших помочь скромному деревенскому храму. Так же, чудесным образом, нашлись
благодетели, поставившие нам пожарную сигнализацию, — а сколько мы горя хлебнули
без этой сигнализации!.. Господь посылает нам помощников, приводит сюда тех,
кого хочет спасти. Но работы ещё много — на всех хватит!
Потомки
прежних шумских батюшек и прихожан разъехались по всему свету. Потомки
отца Владимира Шамонина, который служил здесь
перед Первой мировой, живут в США — и, представьте, отыскали нас, дозвонились!..
А правнучка отца Константина Семёнова,
которого расстреляли в 1937 году, рассказала нам много интересного о своём
прадеде. Она говорила: «Когда за отцом Константином пришли из НКВД, хотели
забрать и его дочь, но батюшка сказал: «Не смейте трогать эту женщину — она
подданная Греции!» Чекисты испугались международного конфликта и в тот вечер не
тронули дочь священника, а потом, пока разобрались в документах, она уже успела
скрыться».
— В самом
начале моего служения, — рассказывает отец Алексий, — мы с матушкой слышали
колокольный звон, раздававшийся там, где мы хотим поставить колокольню. Мы
слышали — и несколько человек, случившихся в тот момент рядом. Вот мы и верим,
что кто-то откликнется на эти небесные звуки, кто-то придёт нам на помощь…
Приходите, мы вас ждём!
Адрес Покровского храма:
187350, Ленинградская область, Кировский район, посёлок Шум, Центральная ул., д.
60. Телефон храма 8(813-62) 54-529