Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Рождество Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа — великий праздник всемирной радости, ибо Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость. Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы был установлен Церковью издревле: ещё в IV веке равноапостольная царица Елена отстроила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Сегодня радостью о Рождестве Приснодевы Марии делится благочинный Красносельского округа, настоятель храма прмч.Андрея Критского протоиерей Валерий ШВЕЦОВ.
— Батюшка, а в Ветхом Завете есть предсказание о рождении Матери Мессии-Спасителя?
— Сказано: «И вражду положу между тобою и между женою, и
между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты
будешь жалить его в пяту» (Быт.3,15). Эти слова Господа обращены к
змею-искусителю, но в них, по мнению Св.Отцов, звучит первое указание на будущее
искупление: жена — это Пресвятая Богородица, а семя Её — это наш Господь
Спаситель.
Рождество Пресвятой Богородицы — одно из важнейших событий в истории нашего
спасения. Можно сказать, что с этого момента и началась история спасения рода
человеческого. То, что именно Она стала Матерью Сына Божия — не случайность, ибо
Богородица венчает Собою всю череду ветхозаветных праведников: в те времена не
было на земле никого, кто был бы лучше, чище, праведнее Её. Она — лучший
представитель человечества, потому Церковь и величает Богородицу «Честнейшею
Херувим и славнейшею без сравнения Серафим». Важно, что и родители Её были
люди богобоязненные, ведущие праведный образ жизни. Недаром святые Иоаким и Анна
наречены Церковью Богоотцами, и Церковь ежедневно, по окончании
Божественной службы, испрашивает на отпусте выходящим из храма верующим
помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и праведных Иоакима и
Анны, память которых празднуется 22 сентября, на другой день после Рождества
Приснодевы Марии.
— Знали ли праведные Иоаким и Анна, что их Дочери суждено
стать Матерью Бога нашего Иисуса Христа?
— Согласно церковному преданию, Ангел Господень явился св. Анне, матери
Богородицы, долгие годы до того бывшей безплодной, и сказал: «Анна! Господь
услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды
земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру». Потом
Ангел явился прав.Иоакиму и возвестил: «Господь принял твои молитвы: жена твоя
родит тебе дочь, о которой все будут радоваться». Нам, ныне живущим, будто бы
ясно, что в словах Ангела «Ею дастся спасение всему миру» есть указание на это.
Но как поняли слова Божиего вестника родители Богородицы, кто может знать? Да
это и не важно, ибо к делу спасения нашего и воссоединения с Богом отношения не
имеет. Во всяком случае, известно, что по достижении Марией трёхлетнего возраста
родители исполнили свой обет посвятить дочь Богу и отдали Её в храм.
— Иисуса Христа часто называют новым Адамом. Можно ли
Богородицу назвать новою Евою?
— Так и называли Её Св.Отцы, начиная с первых веков христианства, например,
св.Иустин Философ и св.Ириней Лионский, жившие во II-III веках… Почему Христа
называют новым Адамом? Потому что Он, будучи послушен Богу Отцу до смертного
крестного конца Своего, принёс людям избавление от плена греха и сатаны и жизнь
вечную. Адам же ослушался Господа и был изгнан из рая. Также можно провести
параллель между Евой и Приснодевой Марией: от Евы произошёл весь род
человеческий (имя Ева означает Жизнь), рождённый в страданиях и для страданий,
ибо грехопадением Евы введена смерть в мир; Богородица же принесла человечеству
жизнь вечную в рождённом Ею Сыне Божием и возвратила людям вечное блаженство.
Богородица была земной женщиной, но праведной, святой, смиренной. С самого младенчества Сына Своего Пресвятая Богородица стала подражать Ему в Своём смирении и уничижении. Что указывает на это? Во-первых, Её незаметность на страницах Священного Писания: из Евангелий мы узнаём о Пречистой очень мало, лишь несколько строк сообщают, что Она присутствовала там-то. Во-вторых, Церковь, почувствовав такое подражание Спасителю, выбрала для большинства Богородичных праздников за богослужением чтение из «Послания к Филиппийцам» апостола Павла. Читаем: «Ибо в вас должны быть те же чувства, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,5–8). Текст этот касается только Спасителя, но читается в Богородичные праздники именно потому, что Богородица всей Своей жизнью мужественно подражает Своему Божественному Сыну.
— Читала притчу: «Пришёл как-то апостол Пётр к Господу,
говорит, что в раю появляются люди, которых он не пропускал через райские врата.
Господь повёл его в отдалённый уголок райского сада, и тот увидел, как
Богородица, лия слёзы, спускала в ад верёвку, по которой карабкались грешники,
ежечасно молившие Её об избавлении от мук…» Богородица имеет милость от Бога —
спасать грешников, осуждённых пребывать в аду до Страшного суда?
— Обратили ли вы внимание, что мы обращаемся к Богородице за помощью несколько
по-иному, нежели к святым? Святых мы как молим? — «Пресвятой угодниче Божий,
моли Бога о нас». А к Божией Матери мы как обращаемся? — «Пресвятая Богородице,
спаси нас». Точно так же мы обращаемся и к Господу. И это не потому, что
Богородица тоже имеет Божественное достоинство, но потому что Она уже прошла все
ступени святости и на Своей личности показала всю историю нашего спасения —
умерла, воскресла и была вознесена на Небо. Вот уже более двух тысячелетий
Богородица предстоит пред Богом и имеет особую силу ходатайствовать пред Своим
Божественным Сыном за, нас грешных, в исполнение слов св.Иакова: «молитесь
друг за друга» (Иак.5,16). Потому и называем мы Матерь Божию Ходатаица
спасения рода нашего. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести
всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив
клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный», —
льются радостные слова молитвы в светлый день Рождества Приснодевы Марии.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Адрес: 198218, СПб, пос.Сергиево (бывший Володарский), пр.Ленина, 22. Тел.:
738-98-14, 738-97-68