Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

ХОДАТАИЦА СПАСЕНИЯ РОДА НАШЕГО

Рождество Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа — великий праздник всемирной радости, ибо Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость. Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы был установлен Церковью издревле: ещё в IV веке равноапостольная царица Елена отстроила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Сегодня радостью о Рождестве Приснодевы Марии делится благочинный Красносельского округа, настоятель храма прмч.Андрея Критского протоиерей Валерий ШВЕЦОВ.

— Батюшка, а в Ветхом Завете есть предсказание о рождении Матери Мессии-Спасителя?

— Сказано: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,15). Эти слова Господа обращены к змею-искусителю, но в них, по мнению Св.Отцов, звучит первое указание на будущее искупление: жена — это Пресвятая Богородица, а семя Её — это наш Господь Спаситель.
Рождество Пресвятой Богородицы — одно из важнейших событий в истории нашего спасения. Можно сказать, что с этого момента и началась история спасения рода человеческого. То, что именно Она стала Матерью Сына Божия — не случайность, ибо Богородица венчает Собою всю череду ветхозаветных праведников: в те времена не было на земле никого, кто был бы лучше, чище, праведнее Её. Она — лучший представитель человечества, потому Церковь и величает Богородицу «Честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим». Важно, что и родители Её были люди богобоязненные, ведущие праведный образ жизни. Недаром святые Иоаким и Анна наречены Церковью Богоотцами, и Церковь ежедневно, по окончании Божественной службы, испрашивает на отпусте выходящим из храма верующим помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и праведных Иоакима и Анны, память которых празднуется 22 сентября, на другой день после Рождества Приснодевы Марии.

— Знали ли праведные Иоаким и Анна, что их Дочери суждено стать Матерью Бога нашего Иисуса Христа?
— Согласно церковному преданию, Ангел Господень явился св. Анне, матери Богородицы, долгие годы до того бывшей безплодной, и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру». Потом Ангел явился прав.Иоакиму и возвестил: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться». Нам, ныне живущим, будто бы ясно, что в словах Ангела «Ею дастся спасение всему миру» есть указание на это. Но как поняли слова Божиего вестника родители Богородицы, кто может знать? Да это и не важно, ибо к делу спасения нашего и воссоединения с Богом отношения не имеет. Во всяком случае, известно, что по достижении Марией трёхлетнего возраста родители исполнили свой обет посвятить дочь Богу и отдали Её в храм.

— Иисуса Христа часто называют новым Адамом. Можно ли Богородицу назвать новою Евою?
— Так и называли Её Св.Отцы, начиная с первых веков христианства, например, св.Иустин Философ и св.Ириней Лионский, жившие во II-III веках… Почему Христа называют новым Адамом? Потому что Он, будучи послушен Богу Отцу до смертного крестного конца Своего, принёс людям избавление от плена греха и сатаны и жизнь вечную. Адам же ослушался Господа и был изгнан из рая. Также можно провести параллель между Евой и Приснодевой Марией: от Евы произошёл весь род человеческий (имя Ева означает Жизнь), рождённый в страданиях и для страданий, ибо грехопадением Евы введена смерть в мир; Богородица же принесла человечеству жизнь вечную в рождённом Ею Сыне Божием и возвратила людям вечное блаженство.

Богородица была земной женщиной, но праведной, святой, смиренной. С самого младенчества Сына Своего Пресвятая Богородица стала подражать Ему в Своём смирении и уничижении. Что указывает на это? Во-первых, Её незаметность на страницах Священного Писания: из Евангелий мы узнаём о Пречистой очень мало, лишь несколько строк сообщают, что Она присутствовала там-то. Во-вторых, Церковь, почувствовав такое подражание Спасителю, выбрала для большинства Богородичных праздников за богослужением чтение из «Послания к Филиппийцам» апостола Павла. Читаем: «Ибо в вас должны быть те же чувства, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,5–8). Текст этот касается только Спасителя, но читается в Богородичные праздники именно потому, что Богородица всей Своей жизнью мужественно подражает Своему Божественному Сыну.

— Читала притчу: «Пришёл как-то апостол Пётр к Господу, говорит, что в раю появляются люди, которых он не пропускал через райские врата. Господь повёл его в отдалённый уголок райского сада, и тот увидел, как Богородица, лия слёзы, спускала в ад верёвку, по которой карабкались грешники, ежечасно молившие Её об избавлении от мук…» Богородица имеет милость от Бога — спасать грешников, осуждённых пребывать в аду до Страшного суда?
— Обратили ли вы внимание, что мы обращаемся к Богородице за помощью несколько по-иному, нежели к святым? Святых мы как молим? — «Пресвятой угодниче Божий, моли Бога о нас». А к Божией Матери мы как обращаемся? — «Пресвятая Богородице, спаси нас». Точно так же мы обращаемся и к Господу. И это не потому, что Богородица тоже имеет Божественное достоинство, но потому что Она уже прошла все ступени святости и на Своей личности показала всю историю нашего спасения — умерла, воскресла и была вознесена на Небо. Вот уже более двух тысячелетий Богородица предстоит пред Богом и имеет особую силу ходатайствовать пред Своим Божественным Сыном за, нас грешных, в исполнение слов св.Иакова: «молитесь друг за друга» (Иак.5,16). Потому и называем мы Матерь Божию Ходатаица спасения рода нашего. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный», — льются радостные слова молитвы в светлый день Рождества Приснодевы Марии.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Адрес: 198218, СПб, пос.Сергиево (бывший Володарский), пр.Ленина, 22. Тел.: 738-98-14, 738-97-68

предыдущая    следующая