Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 августа — обретение мощей прп.Серафима Саровского

РУСЬ В ЭТОТ ВЕЧЕР ПЕЛА

«И скрылось солнце жаркое в лесах, и звёздная пороша забелела. И понял он: достигнувший предела, исчисленный, он взвешен на весах. …Трава в росе. Болото дымом млечным лежит в лесу. Он на коленях. С Вечным», — писалБунин. А незадолго до кончины святого, как известно из его жития, старца посетила — в двенадцатый раз! — Пресвятая Богородица в сопровождении 12 святых дев, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Царица Небесная прорекла: «Сей от рода нашего!» и предсказала Преподобному скорую кончину. За день до смерти, 1 января 1833 года, старец в последний раз побывал в храме, причастился Святых Таин Христовых. Вечером того дня он пел в своей келии пасхальные песнопения…

Поучения старца Серафима

19 июля 1903 года было прославление. Этот день стал днём торжества Святой Руси. Такие дни очень редки в жизни народа. В Сарове собралось более 100 тысяч человек. Кажется, вся богомольная Русь в этот вечер пела: «Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме».
При жизни святой старец всякому простецу в вере и просителю сострадал и, утешая скорбящих, указывал путь ко спасению. Последняя беседа прп.Серафима с одним мирянином особенно трогательна и содержательна. Её следует помнить всем нам. «Укоряют — не укоряй, гонят — терпи, хулят — хвали, осуждай сам себя — так Бог не осудит; покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти, поминай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. О любви ближнего: ближний — плоть твоя, если по плоти поживёшь, то душу и плоть погубишь, а если по-Божьему, то обеих спасёшь. За уступки миру многие погибли: аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, и больше всего Бога. Подчинённых храни милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив. Господь терпит, может быть, и ещё потерпит. Ты так делай: аще Бог прощает — и ты прощай. Что приняла и облобызала Святая Церковь — всё для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней… иди в церковь. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи и елей в церковь, милостыню… По постам скоромного не ешь. Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек. Что Церковь положила на Семи Вселенских соборах — исполняй. Горе тому, кто хоть слово одно прибавит к сему или убавит. Смирение приобретай молча. Дух сказал пророку Исайе: На кого воззрю? Только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес моих».
Эта беседа происходила в день Рождества Христова 1832 года.
«Цель жизни обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, получение почестей. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но вечный… Выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради и доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа…»

Дар прозорливости
Однажды Преподобного навестила купеческая семья, в которой молодая женщина была постоянно притесняема мужем и свекровью. Когда они шли лесом, женщина робко попросила у мужа серебряную монету, чтобы отдать её старцу. «Благодать не покупается», — сурово ответил муж. Серафим принял их, а молодую женщину встретил с особой лаской. Свекровь попыталась было вручить старцу монету, старец ответил: «Благодать не покупается».
В другой раз к Серафиму приехала семья нижегородского чиновника. Обуреваемый гордыней чиновник часто отказывал в приёме людям, приходившим к нему со своими горестями и нуждами. Слуги были научены говорить посетителям: «Барина нет дома, ему не время». Всех членов семейства чиновника принял старец, один он неизменно оказывался перед запертой дверью и слышал из кельи слова Преподобного: «Меня нет дома, мне не время».

Преподобный Серафим и будущее России
Чтобы правильно понять смысл какого-то исторического момента, его значимость, нужно «прочесть» мысли Бога, понять, что думает об этом Господь. Но разве это возможно? Да, правильное понимание приходит как результат вдохновения, когда Бог Сам делится с человеком Своим пониманием предмета. Если Господь хочет донести до людей некую истину, в том числе историческую, то чаще всего Он сообщает Свой образ истории святым.
Что же сообщает нам великий угодник Божий Серафим о России? Его слова сохранились в записках Н.Мотовилова. Преподобный сказал, что срок жизни, назначенный ему Богом, намного превышает сто лет. Но мы знаем, что он умер, не дожив до восьмидесяти. Как же это? Всё объясняется его предсказанием, что это не окончательная смерть, а лишь временное прекращение жизни, которая возобновится, когда закончится в нашей стране период безбожия и русские люди вернутся к вере. Тогда прп.Серафим воскреснет и откроет в Дивееве проповедь всемирного покаяния, на которую соберётся множество народа со всех концов земли. Эта часть пророчества уже исполнилась: мощи Преподобного покоятся в Дивееве, будто ожидая того часа, когда начнёт сбываться и остальное…
Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая