Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕРУСИФИКАЦИЯ?

27 апреля на всероссийской выставке-ярмарке «Пасхальный праздник» состоялась презентация фильма Виктора Правдюка «Сталин». Показ картины сопровождался выступлением самого Правдюка и его присных, и называлось всё это программой «Десталинизация в церковной жизни».
Видимо, нет нужды пояснять, какой именно взгляд на сталинскую эпоху предложил собравшимся Правдюк: всё тот же, знакомый с конца 1990-х (если не с конца 1950-х), изъезженный сотни и тысячи раз, заболтанный, навязший в ушах… Мы-то думали, что героическая война со Сталиным (покойным, ответить не могущим) давно, ещё в перестроечные годы, закончилась: наелись люди, даже объелись, отравились… Но — нет…
А казалось бы, пугать Сталиным людей, переживших Ельцина, — это, скажем, мягко, не очень разумно. Подобные страшилки хорошо работали в годы Горбачёва, но сегодня их можно слушать в лучшем случае с иронической улыбкой. Судите сами:
— при страшном Сталине страна в четыре года одолела совокупную военную мощь Европы; при новых властях страна более десяти лет не может одолеть крошечную мятежную Чечню;
— при страшном Сталине страна дважды (!) восстановилась из руин, всякий раз занимая место ведущей мировой державы; при новых властях страна из ведущей мировой державы превратилась в руины;
— страшный Сталин провёл коллективизацию и, преодолев диверсии троцкистов и бухаринцев, создал действенную колхозную систему, которая успешно питала страну в самые тяжёлые годы; новая власть разрушила русскую деревню до основания, превратила её в пустыню, населённую дикарями-алкоголиками, — страна может питаться до тех пор, пока её подкармливают с Запада;
— при страшном Сталине молодёжь получала отличное образование, занималась спортом, наукой, ремеслом, сознательно (!) участвовала в государственном строительстве, о наркотиках никто и не слыхивал; новая власть ничего не делает для искоренения наркобизнеса, средняя школа целенаправленно разрушается, путь к высшему образованию закрыт золотым занавесом, система профобразования развалена, целые поколения валятся в пропасть наркомании, гибнут в бандитских разборках, загнивают в безцельном, безперспективном существовании; целые поколения умирают в абортариях, так и не появившись на свет;
— при страшном Сталине народы СССР имели все права и возможности для развития, при этом каждый народ жил в своём национальном доме (что естественно!); при новых властях обитатели разорённых демократией национальных домов разбрелись кто куда, а в результате на положении людей второго сорта оказываются и они сами, и оттеснённые ими русские;
— при страшном Сталине вор, взяточник, разгильдяй, платный агент вражеской державы сидели в тюрьме; при новой власти они сидят в чиновничьих креслах…
— при страшном Сталине в лагерях томились тысячи врагов режима; при новых властях… а разве что-то изменилось при новых властях? что, врагов демократии сейчас не сажают? ещё как… а если сосчитать невинно обвинённых в уголовных преступлениях…
Да что перечислять? — всё сказанное настолько очевидно, что даже стыдно в тысячный раз напоминать об этом. Возникает вопрос: кто же выступал на «Пасхальном празднике» — кучка неудачников («лузеров», как сейчас говорят), которые со времён перестройки, как ни силились, не смогли придумать ничего нового — только твердить зады «Архипелага ГУЛага»? Или?..
Но на самом деле до глубины души потряс даже не фильм Правдюка — в нём ничего потрясающего нет — и даже не русофобские высказывания его присных — а чего ещё ждать от подобной публики? — нет, потрясла фраза ведущей, с невинным видом заявившей в начале представления: «Прежде чем стать христианином, нужно в самом себе убить образ Сталина — другого пути ко Христу нет».
Вот так! Изящно и глубоко! Вот как легко мы создаём новые правила христианской аскетики! Поистине прозвучало новое слово в православном богословии! Вот ради чего было устроено выступление Правдюка: «Или ты отрекаешься от мечты видеть Россию великой державой — или ты не христианин. Или ты радуешься разрушению Родины — или ты не православный». Определённым силам нужно поставить Православие в оппозицию русской идее. Ведь образ Сталина — это символ великой, могучей, побеждающей, успешно развивающейся, человеколюбивой России; «убить в себе образ Сталина» — значит плюнуть на эту Россию и упасть на колени перед наступающим Новым мировым порядком. «Православный», по мысли подобных людей, — это такой человек, который трусливо прячется от врагов Отечества: «Не моего ума это дело… Я человек маленький… Мне бы с моими грешочками разобраться…» Свои грешочки побеждать надо, с этим никто не спорит, но как бы при этом не принять на душу грех великий и непростительный — соучастие в убийстве Родины!
«Десталинизация в Церкви»!.. Дикая эта, абсурдная формулировка на деле означает: вбить клин между Россией и Православием, объявить государственное строительство делом однозначно греховным. Не всякое, конечно, государственное строительство, — а только русское. Для Запада — другой стандарт, другие критерии. Только русские не имеют права на сильную державу. Американцы — пожалуйста! Испанцы — пожалуйста! (Правдюк в своём выступлении рассыпался в комплиментах испанскому фашистскому диктатору Франко). Португальцы — пожалуйста! (И для португальского фашистского диктатора Салазара у Правдюка нашлись добрые слова.) Но как только русские начинают бороться с врагом, армия «миротворцев» хором вопит: «Не убий! Не убий! Грех-то какой! Жестокость! Сатанизм! Как вы можете, это не по-православному!»
Государственное строительство — дело тяжкое, грубое и зачастую кровавое. Увы, иначе державы не строятся — никогда и нигде. Трудное это дело, — но оно Божье, недаром русских державных строителей всегда благословляли русские святые, а порою и сами они сподоблялись небесной славы. Страшный груз лежит на плечах правителей и полководцев: они вынуждены жертвовать частью народа, чтобы спасти главное, чтобы обезпечить будущее, — страшный это груз, нам непредставимый, — но именно Господь своею благодатию помогает его нести.
Десталинизаторы Церкви хотят подменить подлинную историческую Россию вымышленным демократическим раем, не похожим на реальную жизнь демократических стран, не существовавшим никогда и нигде.
Странное православие проповедуют эти люди — православие одиночек, православие бездомных, православие сломленных и разбитых! Невольно вспоминаются слова некоего вождя индейского племени: «У нас была своя земля. Потом пришёл белый человек и сказал: «Обратите свои лица к небесам!» Пока мы смотрели на небеса, белый человек отнял у нас землю». Как похоже!.. До слёз похоже…
За индейца и то обидно! А ведь наша, Русская земля — Божия земля! Подножие Престола Господня! Потерять её, отдать её — это уже не обида. Это великий грех. Великий. Давайте будем это помнить.
Иван РОДСТВО ПОМНЯЩИЙ

предыдущая    следующая