Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Въди

ГОРДЫЙ — САМ СЕБЕ БЕС

Среди всей святоотеческой литературы «Лествица» св.прп. Иоанна, игумена Синайского возвышается, как гора Синай над пустыней. Почему так? Потому что св.Иоанн был самым мудрым? Потому что он был самым добродетельным? Нам о богодуховенном уме не судить, и не нам измерять чужую святость — у нас и линейки такой нет. Об одном мы можем судить: прп.Иоанн обладал незаурядным литературным даром и отливал небесные истины в золотые слова. Недаром его «Лествица» полна таких ёмких, чётких, красивых изречений, которые сами просятся в пословицы.

Как олово отличается от серебра, хотя и подобно ему по виду, так и различие между естественным и противоестественным страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно.

Тот без сомнения благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; а тот свят, кто ожидает её на всякий час.

Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха.

Иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великом грехе гнева подумали как о маловажном. Так некоторые в оправдание своё говорят: «Я хоть и вспыльчив, но это у меня скоро проходит», — и делают свою гневливость неисцельной болезнью.

Если хочешь вынуть сучок из глаза ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение.

Я видел трёх иноков, в одно время потерпевших безчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил тёплые слёзы. Так можно было видеть делателей страха, мздовоздаяния и любви.

Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, кого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога, умилостив Его чистосердечным обращением.

Боязливость есть младенческий нрав в старой тщеславной душе. Все боязливые тщеславны.

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней.

Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: во-первых, изнуряет тело, а во-вторых, не получает за то благодати.

Когда услышишь, что ближний твой или друг поругал тебя в глаза или за глаза, тогда покажи любовь и похвали его.

Я видел людей, из тщеславия начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.

Гордый не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом.

Некоторые люди самые скверны свои исповедуют со сладострастием и услаждением.

Не думай победить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания.

Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной.

Меняющие золото на глину делают себе большой убыток, — так же точно и те, кто выставляет напоказ свои духовные дарования, чтобы получить мирские выгоды.

предыдущая    следующая