Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ

Часто праздник 8 марта — праздник «борьбы за равноправие женщин» приходится на Великий пост. Как быть православной женщине, если мужчины — коллеги по работе приготовили подарки и намечается большое застолье? Христианка должна понимать, что празднество с многочисленными комплиментами «очаровательности» и «соблазнительности» присутствующих женщин далеко от духа целомудрия и отдаёт дань навязываемому нашей культуре культу «искусства соблазнения». У православных же есть свой женский праздник — день жён-мироносиц. Поэтому уместнее женщине уклониться от участия в таком застолье на работе, тем более если оно приходится на пост. Не надо, конечно, становиться в гордую позу оскорблённой праздником и комплиментами. Всегда можно найти слова любви — тепло поблагодарить за поздравления, пожелать коллегам всего самого доброго и, извинившись, уйти, не стесняясь сослаться на то, что сейчас идёт пост. Прямота, искренность, простота и сердечность, подкреплённые молитвой за коллег, смягчат напряжённость ситуации и помогут вам не испортить отношения.
Праздники в пост (в том числе Новый год). Как поступить, если вас приглашают на семейное торжество или иной праздник в среду или пятницу, в пост в дом, где посты не соблюдаются? Если это ваши родные или хорошие знакомые, можно попросить их заранее приготовить какое-то постное блюдо. Если же вы неожиданно оказались за скоромным столом в постные дни — всегда можно выбрать для себя что-то постное и, чтобы не смущать хозяев, отвлечь внимание от вашего воздержания участием в доброй беседе.
Незваные гости. Нередки ситуации, особенно среди женщин, когда знакомые начинают навязчиво приходить в ваш дом, чтобы поговорить во всех подробностях о своих невзгодах, проблемах, пожаловаться на жизнь, на детей. Конечно, по долгу любви таких людей надо утешить, посоветовать им побывать в храме, обратиться к священнику. Но бывает, что такие визиты становятся постоянными, навязчивыми, отвлекая хозяйку дома от дел, от детей, а то и парализуя всю домашнюю жизнь. Причём такие люди обычно очень эгоистичны, считают, что все обязаны выслушивать подробности их невзгод.
Бывает, мать семейства мучается этим празднословием, но не решается выпроводить незваную гостью, думая, что тем самым она поступит немилосердно. Но надо помнить, что христианин обязан ограждать свой дом, свою семью от негативных воздействий извне. В данном или подобном случае такая «подруга» действует как вор — она похищает драгоценное время у вашей семьи, душевные силы, наверняка своим празднословием вводит вас в грех осуждения и раздражительности. Посему здесь христианину надо проявить твёрдость, не поддаваясь ложной жалости, — жалости как раз достойна ваша семья, страдающая от болтливой соседки.
Можно сказать такой посетительнице учтиво, но решительно примерно следующее: «Прости, дорогая, всё, что могла, я тебе уже сказала, не мне тебя учить, обращайся к Церкви, к более знающим людям, а сейчас прости: меня ждут домашние дела». Иногда такие расхитители чужого времени пускают в ход слёзы, чтобы разжалобить, поселить чувство вины за «немилосердие». В таком случае надо предложить вместе помолиться, например прочитать Акафист или Канон. Если ваша назойливая посетительница ищет не помощи, а возможности попразднословить — молитва её не устроит, скорее всего она удалится и перестанет вас безпокоить.
Надо ли давать советы? Разумеется, православному не следует поучать неверующих друзей, коллег по работе, навязывать им свои взгляды, когда об этом его не просят. Сама ваша жизнь и отношение к другим людям должны быть лучшей проповедью христианства. Но бывают такие ситуации, когда молчание христианина равнозначно предательству Христа. Как быть, например, если сослуживцы устраивают при вас коллективные читки и обсуждения колдовских книг, обмениваются «заряженными» фотографиями или — того хуже — устраивают спиритический сеанс по вызыванию «духов»? Сделать вид, что вы ничего не замечаете и вас это не касается, было бы немилосердным по отношению к вашим братьям и сёстрам во Христе, из-за духовной слепоты попавшим в ловушки лжедуховности. Но и обличение и вразумление должно быть с умом. Почему большинство попыток православных просветить коллег на эту тему кончаются полной неудачей? Иногда после такой «душеспасительной» беседы заблудшие ещё более укореняются в своём заблуждении, считая православного коллегу ненормальным, фанатиком, безнадёжно отставшим от жизни.
Всё дело в тоне и мотивах обличения. Что движет вами? Действительная любовь к заплутавшим, обольщённым людям и желание им спасения? Тогда вы обязательно найдёте слова любви и сумеете необидно сказать о сути происходящего, упомянув, что вы понимаете их интерес, что вы сами или ваши знакомые пережили нечто подобное, но были на грани погибели и лишь в Церкви нашли защиту и ответ на мучающие вопросы. Вы можете привести примеры из жизни современных подвижников благочестия. Но если в ваши слова прокралась хотя бы тень фарисейского превосходства над коллегами, осуждения их за пагубный интерес — ваша миссия наверняка провалится… Миссионерство среди крещёных, но нецерковных людей в наши дни — особо тяжёлый крест, требующий смирения, любви и дерзновения. И лучше, если такая ситуация возникает у вас на работе или в учебном заведении, — взять благословение у священника на такие беседы, да и батюшка сможет вам подсказать, что именно и как говорить.

предыдущая    следующая