Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воспоминания об о. Иоанне Крестьянкине (†5 февраля 2006 г.).

СТАРЕЦ

II.
О.Иоанн, как и все наши старцы, любил мудрую и светлую шутку. Однажды, уже прощаясь, он вспомнил, что от Митрополита Вениамина Федченкова, долгое время жившего в монастыре на покое, ему доводилось слышать следующее настойчивое пожелание: «Пора нам наконец понять, что мы представляем собой существенную ненужность для всех, кроме Господа». «Существенная ненужность!» — несколько раз с удовольствием повторил батюшка и при этом весело смеялся. Честно говоря, мне не очень было понятно, чему тут радоваться: ненужность, да ещё существенная, да еще и для всех… И лишь через много лет, в одинокую и грустную минуту жизни опытно ясно осознав правоту этих слов в отношении себя самой, я оценила изумительный смысл оговорки: «…для всех, кроме Господа». В самом деле, нужно спокойно понять и принять, что и мир, и люди, даже самые близкие, вполне обойдутся без нас: «…пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс.102,16). Но такова участь человека. А первое самоопределение Бога, самое таинственное Его Имя — Яхве — «Аз есмь Сущий». Это Имя назвал Христос в Гефсиманском саду, и в страхе и трепете пали те, кто пришёл за Ним, чтобы отнять жизнь у Источника жизни. Господь пожелал Своею Любовью, чтобы мир существовал и чтобы явился в этот мир каждый из нас. И каждый из нас представляет собой существенную нужность для Господа. Причём так нужны, так дороги мы Ему, что Он хочет, чтобы мы не просто погостили в Его мире, а чтобы пребывали с Ним вечно. Если всё это «дойдёт» до каждого из нас по-настоящему, то какой это восторг, какая радость! И какая ответственность…
Ещё о.Иоанн не раз в шутку называл себя «скорой помощью». За этой шуткой, однако, тоже скрывалось нечто серьёзное: ведь «скорую» вызывают в особенно трудных, не терпящих промедления случаях. И батюшка в самом деле незамедлительно реагировал на сигнал беды, быстро и точно ставил диагноз, показывал путь к исцелению, находил и объяснял причины возникшей духовной опасности. Например, в одной из проповедей он писал: «…Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к Богу. И Бог открывает им Свои отеческие объятия. Как было бы хорошо, если бы они по-детски смогли припасть ко всему, что даёт Господь в Церкви Своим чадам, начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново чувствовать, заново жить. Но нет! Великий «ухажёр» — диавол — похищает у них сознание того, кто они и зачем сюда пришли. И человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нём от прожитой жизни, и в таком состоянии начинает судить и рядить, что в Церкви правильно, а что изменить пора… ещё не начав быть православным христианином, он становится судьёй и учителем».
Могу подтвердить эти суровые и справедливые слова любящего пастыря опытом своего поколения. Далеко не все из тех, кто пришел к вере, сумели её сохранить. Для кого-то обращение к христианству было, прежде всего, актом вызова существовавшей тогда политической системе. Но и в Церковь такие люди нередко приносили семена бунта. Некоторые из них впоследствии покинули Церковь, пребывая на поверхности самоуверенных представлений о том, «как всё должно быть». Другие, оставшись в Церкви, затеяли разрушительную «реформаторскую» деятельность. А иные стали проявлять «ревность не по разуму» в связи с вопросами действительно значимыми и непростыми. Страсти вокруг ИНН тому пример. Когда эти страсти достигли опасной грани раскола и назрела острая необходимость в скорой духовной помощи, раздался спокойный, отрезвляющий и твёрдый голос о.Иоанна…
Он посмотрел на проблему взглядом духовным, но, увы, именно духовный взгляд далеко не все сумели понять и принять. Проблема «идентификационных номеров» действительно весьма симптоматична для нынешнего времени, но отнюдь не ей, как считает о.Иоанн, следует отводить первостепенную роль в деле нашего спасения. Ведь это проблема внешняя. Неизмеримо важнее проблемы внутренних недугов, которые зачастую оказываются заброшенными, запущенными в горячке борьбы с внешним врагом. Напомню его мысль: «Поверьте мне… если бы все «борцы» за истину и чистоту Православия взяли на своё вооружение молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси. Но «борцов» много и становится всё больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо».
Позволю себе привести запись одной своей беседы с батюшкой, происходившей давно, но по сей день не утратившей, как мне кажется, своей значимости.
Речь шла о выбранной одним человеком жизненной позиции (довольно рискованной и своевольной). Батюшка сразу оценил серьёзность его положения и напомнил следующие изречения из разных источников:
Иоанн Кронштадтский: «Будь осторожен и береги ум»;
Игнатий Брянчанинов: «Не пытайся изменить то, что попущено Господом»;
Философ Б.Спиноза: «Дела земные нельзя ни осмеивать, ни оплакивать» (т.е. не нужно относиться к ним с пренебрежением, но нельзя и принимать их слишком близко к сердцу, полностью отдаваться им).
Сам о.Иоанн говорит: «Мир идёт к концу, разрушается. В нём действуют тайные силы — фермент этого разрушения, идущего от Сатаны. Они существуют уже тысячи и тысячи лет. Но Господь попустил, и допрашивать Его о Его планах мы не можем. Сегодня во всех точках планеты полыхает огромный костёр зла. Хорошо, если мы не подбрасываем в этот костёр собственных вязанок. Единственное, что требуется от каждого из нас, — в мире тьмы нести лучик света. Важно утверждать положительные ценности — это и есть главный вклад в защиту нашей православной культуры.
Нельзя идти на напрасные жертвы, если Господь не призвал. Главная опасность: за своевольным мужеством может скрываться утончённая гордость. В таких случаях борьба всегда кончается поражением, несёт вред. Берегите величайший дар жизни. Не кладите голову в пасть Вельзевула. «Будьте мудры как змеи и целы (просты) как голуби» (а не как симпатичные морские свинки, которые сами устремляются к удаву в пасть). Всё надо делать с пользой и рассуждением, во всём ясно видеть позитивную цель. Не надо шуметь. Не надо вести себя вызывающе, а то получится, как в басне: «Ай, моська, знать, она сильна, коль лает на слона». Не надо рассчитывать только на свои личные силы. Господь призовёт — тогда иди на подвиг исповедания.
Помните: рассуждение важнее всего. Терпение нужнее всего. Молчание хорошо. Многоречие хуже. Лучше быть обидимым, чем обидчиком. С нас спросят прежде всего не то, что мы писали или чему учили, но как мы жили, что делали, и будут засчитывать нам дела добрые, чистоту совести. Конечно, своею совестью нельзя торговать ни при каких обстоятельствах и внешних условиях.
Писатель А.Франс: «Мир гибнет потому, что Вельзевул внушил людям, что его нет». Это меткое замечание. Современные люди весьма безпечны и попадаются в сети лукавого. Сейчас (беседа записывалась в середине 1980-х гг. — О.С.) мы находимся в плену — худшем, чем татарское иго. Видимые власти — только исполнители, а над ними — градусы и степени. Повсюду царит язычество — гораздо худшее, чем в древние времена. Ибо старое язычество было полно веры — только в ложных богов. Новое язычество — циничное неверие, нигилизм, идолопоклонство себе.
Нас унижают и в чём только не обвиняют. Что же, оправдываться, доказывать, что это не так? Сейчас главное — выдержка… «Терпением вашим спасайте души ваши».
Один прозорливый старец (Нил Мироточивый) предсказывал: «Настанет время, когда год будет как месяц, месяц — как неделя, неделя — как день, а день — как минута». Колесо жизни вращается всё быстрее. На каждой спице колеса — живой человек. Чуть ослабеет — сорвётся с колеса, а перенапряжёт силы — разорвётся его сердце. Учитесь не ослабевать и не перенапрягаться.
Страшно предстать пред Господом с немирной душой.
Выдержка, выдержка и ещё раз выдержка.
Итак, терпение и хранение уст. Буду усиленно молиться».
Вот такая у меня сохранилась запись, сделанная сразу после встречи с батюшкой. Я старалась воспроизвести то, что он говорил, как можно точнее. Надеюсь, эта запись кому-нибудь и теперь сослужит добрую службу, поможет среди нынешних бурь и потрясений сохранить дух мирен. Только с таким внутренним устроением можно успешно вести брань против духов злобы.
Мирный дух, внутренняя тишина не препятствовали, а способствовали тому, что батюшка был твёрдым, последовательным и безкомпромиссным борцом за чистоту православной веры. Он был очень строг, требуя от своих духовных чад и всех, кто обращался к нему за советом, точного исполнения заповедей Божиих и установлений Матери-Церкви, не допуская никаких послаблений, скажем, в вопросе о причинах развода для мирян, о невозможности рукополагать во священники второбрачных и т.д. Благословил Господь чадородие в законном супружестве даже до последних дней мира? Значит, нечего рассуждать о трудностях и обстоятельствах жизни. И так во всём — полностью доверяться Господу и следовать Ему. Во всех словах и действиях о.Иоанна видно его полное послушание воле Божией. «Наше дело — жить по заповедям, — говорит батюшка в одном из писем, — а оценку даст Господь. Мы же всегда рабы неключимые суть».
В защите чистоты православного вероучения, чистоты жизни вверенных ему духовных чад, в молитвах о страждущей России старец Иоанн Крестьянкин — настоящий духовный боец, и боец очень сильный. Знаю это не понаслышке. Должна засвидетельствовать, что он считал абсолютно недопустимым переход нашей Церкви на новый календарный стиль или замену церковнославянского языка на русский в богослужебной практике. После смерти Патриарха Пимена о.Иоанн вышел на амвон, сказал слово о почившем и, возвысив голос, возгласил: «Запомните завет Святейшего: никакого нового стиля! Никакого отказа от славянского языка, переданного Церкви в его письменном виде святыми братьями Кириллом и Мефодием! Никакого обновленчества! Никакого отступления от Православия! Это и мой завет». Слышен ли нам теперь, среди нынешней разноголосицы и разномыслия, этот чистый голос?..
Ольга СОКУРОВА, кандидат искусствоведения,
доцент исторического
факультета СПбГУ

предыдущая    следующая