Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память свт. Василия — 14 января

«ИЩЕМ ДРЕВНЕГО ОТЕЧЕСТВА»

Один из трёх вселенских учителей Православия — Василий, епископ Каппадокийский, прозванный Великим, — жил в IVвеке в Восточной Римской империи. Житие его известно хорошо: родился в благочестивой христианской семье, отец его был адвокатом. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра — прп.Макрина, брат Григорий, еп.Нисский, брат Пётр, еп.Севастии Армянской, и младшая сестра — блж.Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать, прав.Емилия.
В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изу-чал творения Св.Отцов, упражнялся в аскетических подвигах (как говорил его друг, «познал роскошь злостраданий»), посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом.
Когда вновь стало распространяться и усиливаться арианство, свт.Василий выступил в защиту православной веры. Он заботился о строгом соблюдении канонов, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным, основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вёл жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений.
Василий Великий был великим организатором монашеской жизни, настойчивым проповедником общежительного идеала, хотя не отрицал и скитского монашества и даже сам организовывал скиты. Однако чистый тип монашества он видел только в общежитии. В монашестве свт.Василий видел евангельский идеал, «образ жизни по Евангелию». Монашеское отречение от земного происходит не по брезгливости к миру, но по любви к Богу, которая не может успокоиться и насытиться в суете и смятении мира. От этого смятения и шума прежде всего и отрекается аскет. Однако евангельский идеал не отделяет любви к Богу от любви к ближним. И потому свт.Василий находил неполным отшельнический идеал, вдохновляемый исканием личного, обо-собленного спасения, и даже считал его противным закону любви, которая, по апостольскому выражению, «не ищет своего» (1Кор.13,5). Вместе с тем духовные дары отшельника остаются безплодными для братий, а в общежитии дары, поданные от Духа одному, сообщаются и другим. Наконец, в одиночестве легко родится самодовольство…
Велика была сила молитвы святителя: он мог испрашивать прощения даже отрёкшимся от Господа. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.
Святитель отстаивал независимость Церкви от императора. Считал возможным полезное использование языческой культуры в интересах христианства. Святитель оставил множество богословских трудов: толкования на Шестоднев и псалмы, книги в защиту православного учения, беседы, аскетические трактаты, правила, письма, проповеди. Сочинения Василия Великого (особенно «Любомудрие» и «Шесто-днев»), переведённые на славянские языки, служили для древнерусских читателей источником для знакомства с античными мыслителями…
Вот несколько мыслей святителя Василия, — несколько маленьких жемчужин из огромной сокровищницы его творений.

†††
И болезнь полезна, когда она вразумит грешника, и здоровье вредно, когда пользующимся им послужит пособием ко греху.

†††
Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи.

†††
Полагаешь ли, что тобою сделано нечто доброе? Благодари Бога, не превозносись пред ближним. Ибо какую пользу сделал ты ближнему тем, что исповедал веру, или терпеливо нёс труды поста, или претерпел изгнание за тебя. Бойся уподобления в падении диаволу. Подобно сему и падение израильтян. Превознесшись пред язычниками как пред нечистыми, они сами стали нечисты. И правда их стала, якоже порты нечистыя (Ис.64,6), а беззаконие и нечестие язычников заглаждены верою.

†††
Надобно стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который в непрестанном движении вертится в стороны, не может ясно видеть того, что перед ним, а если хочет, чтобы зрение его было ясно, надобно устремить взор на один видимый предмет: так и ум человеческий, если развлечён тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину.

†††
«Да скончается злоба грешных», — сказано в псалме Давидовом. Приносящий такую молитву, несомненно, есть ученик евангельских заповедей: он молится за творящих напасть (ср.: Мф.5,44), подобно тому как о страждущих телесно мы говорим: «Да скончается болезнь страждущих». Чтобы грех, как пожирающий огонь в членах, распространяясь дальше и дальше, не занял большего места, Давид молит Бога остановить дальнейшее разлияние греха и положить ему предел. Молит, ибо любит врагов своих, желает добро творить ненавидящим его и потому молится за творящих напасть (ср.: Мф.5,44).

†††
Во время молитв все смотрим на восток, но немногие знаем, что при сем ищем древнего отечества, рая, который «насадил Бог в Эдеме на востоке» (Быт.2,8).

†††
Вместе с питательным произросло и вредное: вместе с пшеницею и болиголов, и вместе с другими питательными растениями — чемерица, борец, мандрагора и маковый сок. Итак, что же? Ужели откажемся приносить благодарение за полезное и станем обвинять Создателя за вредное? А подумайте: разве всё создано только для нашего чрева? Каждая сотворённая вещь выполняет какой-нибудь свой особенный закон. Если овцы и козы умеют избегать злотворного, посредством одного чувства различая вредное, то скажи мне, ужели трудно уклониться от ядоносного тебе, у которого есть и разум, и врачебная наука, и опыт предшественников? Но ничто не сотворено напрасно и без пользы. Ибо оно или служит пищею какому-либо животному, или с помощью врачебной науки открывается годным для нас самих, служа к облегчению каких-нибудь недугов. Мандрагорою врачи наводят сон, и опиумом успокаивают жестокие боли в теле. А некоторые болиголовом усмиряли ярость вожделений, чемерицею же искореняли многие застарелые болезни. Посему за что думал ты обвинять Творца, то самое обратилось для тебя в побуждение к большей благодарности.

†††
Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.

†††
Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь безсилия: мертвец не венчается.

†††
Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала безплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.

†††
Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.

†††
Трём лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

†††
Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.

†††
Глупые богаты скорее сном, чем богатством.

†††
Сверх меры подобает спать мёртвым, а не живым.

†††
Злой не видит, что является злом.

предыдущая    следующая