Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рождение русского флота

ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ

Рождение русского флота в нашем представлении прочно связано с именем царя Петра I. И это правильно: Пётр создал могучий флот и одержал громкие морские победы — в 1696—1725 годах при островах Котлин, Эзель и Гренгам, в крупнейшей битве Северной войны при Гангуте, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях. Но было бы исторически несправедливо не упомянуть о том, что и до Петра Русь умела не только посуху ходить.

Хозяйка волжского торгового пути
В первой половине XVI века Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям. Не раз приходилось слышать мнение: зачем Московии это надо было? Торговать хотели — так иностранные купцы приплывали и с удовольствием скупали лес, мёд, пеньку… Да, скупали — за безценок… по сути обирая русских людей. Только имея свой торговый и военный флот, мы могли на равных говорить и торговать. Войскам Ивана IV Грозного удалось освободить, правда ненадолго, русские земли в Прибалтике (Балтика!) от засилья Ливонского ордена. Хотя надобно заметить, что мы и до того имели выход к водным путям: России к тому времени принадлежало побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, с устьями рек Нарова, Луга и Нева. Также Русь, окончательно одолев монголо-татарское иго и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, стала хозяйкой волжского речного пути с выходом в Каспийское море. Итак, царь Иван Грозный, правивший за 130 лет до Петра I, начал создавать военный и торговый флот. Рассказывает заведующий отделом истории Вологодского историко-архитектурного музея А.Коршунов: «Корабли Ивана Грозного несли государеву службу в Нарве, на Волге и в Каспийском море. На нарвской верфи работали мастера из Холмогор и Вологды — их царь посылал за рубеж «для присмотра, как на западе льют пушки да строят корабли». В Нарве базировалась флотилия из 17 кораблей под командой принятого на русскую службу датчанина Карстена Роде. Флотилия воевала с пиратами, грабившими русские торговые суда. В 1568 году Грозный царь повелел основать верфь в Нижнем Новгороде, и уже через год построенный здесь барк «Томас Бонавентура» совершил удачное плавание в Персию. Нижегородские торговые корабли имели пушки для защиты от грабителей, подстерегавших купцов у Астрахани и в дельте Волги».
В 1636 году, уже после смерти Ивана Грозного, в Нижнем Новгороде был спущен на воду первый русский корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и осадкой 2,1 м. Корабль имел как паруса, так и 24 больших галерных весла. Во время своего первого плавания судно приняло на борт 80 человек. «Фредерик», оснащённый пушками, ходил с посольством в Персию и поразил всех, поскольку такое судно для Каспия было непривычным.

Терпенье и труд всё перетрут
Год 1668-й. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского флота. На реке Оке, в с.Дединове, был спущен на воду большой фрегат «Орёл» длиной по ватерлинии 24,5 метра, шириной 6,5 метра и осадкой 1,5 метра. В отличие от «Фредерика» сие судно не имело гребных вёсел, то есть являлось первым парусным военным кораблём, построенным в России. Двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями — шестифунтовыми пушками. Наряду с «Орлом» были построены бот, яхта и две шнявы, которые предназначались для охраны торговых караванов. Увы, проплавав пару лет по Волге и Каспию, «Орёл» был захвачен казаками Стеньки Разина и загнан в протоку р.Кутума, где и пришёл с годами в негодность.
Кстати, казаки в те времена имели свой собственный флот. Это были донские струги и запорожские «чайки» — небольшие суда до 20 метров длиной, оснащавшиеся 20—40 гребковыми вёслами и единственным прямым парусом. «Чайка» принимала до 70 человек на борт, а чтобы сохранить быстроходность, вооружалась четырьмя-пятью пушками. Целью казацких набегов были большие турецкие галеры, которые терпели поражение за поражением, поскольку казаки налетали внезапно и стремительно шли на абордаж, не давая туркам времени опомниться и использовать мощную артиллерию. Быстроходность «чаек» и хитроумная тактика ведения боя делали казаков непобедимыми. Не будем голословными, упомянем известный факт: в 1637 году — почти за 60 лет до походов Петра I — казаки взяли турецкую крепость Азов и удерживали её пять лет! Вот те и лапотная Россия. Но, конечно, и великие баталии, и слава, и звание морской державы ещё впереди, ещё ждут Петра.

Как «лапотная Россия» морской державой сделалась
20 октября 1696 года. Боярская дума по настоянию Петра I издала «приговор» (указ), постановивший отныне в России «морским судам быть». В 1696—1725 годах — всего за 30 лет! — были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Было построено 11 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное число полугалер, бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли, а лучшим из них был «Ингерманланд», не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в Балтийском море против шведских кораблей.
Но вершиной судостроительного искусства Петра являлся спроектированный им первый трёхдечный 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», заложенный в 1723 году на Санкт-Петербургской верфи. Впрочем, все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра. Главными помощниками его были Ф.Головин, Ф.Апраксин, К.Крюйс и С.Языков.
Ко времени кончины государя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судов, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу. И потому мы с гордостью отметим 20 октября это событие.
Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая