Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Богородицы

ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ

МОЛИТВА
Не оставь меня в час нужды,

Светлая Дева Мария,
Не оставь меня в час вражды,
Не покинь меня в скорби
И в радости не покинь.
К Помощнице скорой
Шагаю в песках пустынь,
По улицам миллионных,
Одетых в смог городов,
Среди коробок бетонных
И смрадных морских портов,
Средь смокингов, лимузинов,
Дворцов, зловонных трущоб…
Гайд-парк, бульвар Капуцинов,
Район московских «хрущоб»,
Литейный… К дверям собора
Приближусь — среди святынь,
Помощница скорая,
Рабы своей не покинь!
Наталия КАРПОВА,
СПб, убита 5.02.1995

Если бы мне поручили произнести проповедь… Между прочим, был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи? Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень полезен.
Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет меня. Что же именно?
Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле. Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не выставляют, но живёт оно в них, живёт… И даже не горе, а чувство вины. Именно вины, — хотя, казалось бы, в чём люди провинились?..
Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и размножайтесь!» — и этот завет остался в генах наших как непреложный закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей — это не только радость, но и долг.
И вот ощущение неисполненного долга и порождает в таких людях смутное чувство вины. Рождая детей, мы уподобляемся Богу, породившему весь мир. Как Бог возлюбил мир прежде его создания, — мир, ещё не существующий, — так и мы любим своих детей ещё до их появления. Деторождение — это не только грубая биология, — это ещё и самая возвышенная любовь.
Что я говорю? Вы все сами это знаете.
И вот — бездетная семья. В наше время таких людей жалеют, пытаются лечить, дают возможность усыновления… И всё-таки они подсознательно чувствуют вину. В древнем же Израиле таких отнюдь не жалели. Не жалели их, не сочувствовали им, подозревали во всех возможных грехах… А поскольку все люди грешны, то подозрения, как правило, имели почву, — и никто не задумывался, почему одним грешникам Бог даёт детей, а другим не даёт.
Но Иоаким и Анна были праведниками, а это значит по крайней мере то, что перед ветхозаветным законом они оставались чистыми. Окружающие, несомненно, видели их праведность, и что же? Сдерживали люди свою страсть к осуждению? Вовсе нет, — страсть эта только больше разгоралась: «Если с виду они праведны, так уж, верно, втайне — страшные грешники! Хороши праведники, если Бог им детей не даёт!.. Небось втихомолку такие дела творят, что только держись!..» И такое осуждение никто не считал нужным скрывать: а зачем?.. Всем известно, что бездетным может быть только беззаконник, — надо ли на это глаза закрывать? Каждый знал о себе: «Уж какой я ни есть грешный, а мне-то Господь детей дал, стало быть, я этим людям не ровня!» Наверняка Иоаким и Анна по нескольку раз на дню слышали что-то подобное — и за спиной, и в лицо.
Теперь оцените же верность и силу праведных!.. Мало того, что они терпели поношение от внешних, — это полбеды… Им и внутренний голос совести не давал спать спокойно. Каждый день они строго, даже жестоко судили себя: «В чём мы провинились перед Господом? Не может быть, чтобы Бог так наказывал нас без всякой причины!..» Оцените терпение Иоакима и Анны!.. У кого из нас достало бы сил год за годом, день за днём хранить свою праведность среди всеобщего осуждения? Многие бы махнули рукой: «На что мне эта праведность? Что я от неё имею, кроме позора? Не лучше ли грешить, как люди, — без греха ничего в этом мире не добьёшься!..»
А святые терпели. Терпели, и более того: прощали окружающим их злобу, — потому, что какой это святой, если в нём нет любви к ближнему? Мы смогли бы простить безконечные, многолетние унижения? Терпели и верили Богу, хотя все сроки давно прошли, хотя история Авраама и Сарры уже в те годы казалась баснословной древностью, в которую только дети верят… Они верили. И за эту вышеестественную веру, вышеестественное терпение, вышеестественную любовь Господь послал им вышеестественный дар: Пресвятую Дочь, Мать Спасителя мира, нашу Заступницу и Ходатаицу…
Вот и вся моя проповедь.
Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая