Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Жаркий летний день, старинный русский город Иваново, Введенский женский монастырь. С духовником этой обители, любимым в народе отцом архимандритом Амвросием (Юрасовым) беседует редактор «Православного Санкт-Петербурга» Александр Раков. Тема беседы — прелюбодеяние, нарушение седьмой заповеди. Что скажет об этом монах? Что он об этом думает? Не откажется ли вовсе говорить на такую щекотливую тему? Нет, слишком уж распространена эта пагуба в наши дни — не время стыдливо отмалчиваться. И пусть батюшка порой повторят всем нам давно известные слова — но ведь и грех прелюбодеяния за сотни лет не изменил своей убийственной сущности. Та же болезнь — те же лекарства…
— …Впал человек в блуд. Что поделать, мы это видим сплошь и рядом. Но святые отцы говорят: этому падению непременно предшествовал другой грех — гордыня. Загордился человек, залюбовался сам собой — и вот, пожалуйста. Сперва гордость, а потом неизбежно — разврат. Что такое разврат, знаете? Я вам объясню. Вот были два человека — мужчина и женщина; поженились они, повенчались и стали двое — одна плоть. Было два человека несовершенных, стал — один совершенный. А теперь возьмите-ка топор… Я сейчас страшную вещь скажу… Возьмите-ка топор, да этим топором живого человека на две половинки разворотите! Что у вас получится? Двое новых живых? Нет, две мёртвые половины одного развороченного трупа. Разворотил человек едину плоть — вот вам и разврат! Вот что такое разврат: когда едину живую плоть топором греха расчленяют надвое — только жизнь из этих половинок уже уходит… Вот почему и называют блуд смертным грехом: какая уж тут жизнь после топора? Только по виду жизнь, а по сути…
Может быть, я что-то страшное сказал — не для слабонервных, как говорится, но что поделаешь, если так именно и обстоят дела?.. И к тому же Господь всем напуганным и отчаявшимся всегда готов послать утешение: исповедь, — а если от души покается развратник — то и отпущение грехов. А отпущение грехов — это победа над смертью, это возвращение к жизни. Оживление. Покаялся ты, простил тебя Господь, вернул к жизни развороченный труп — так смотри же, не греши больше! Смертный грех — это такая зараза… Так и норовит снова пристать к исцелённому… Как этого избежать? Смирением. Ты пал, потому что загордился, потому что начал сам собой восхищаться, своими трудами, своей молитвой, своими талантами, своей праведностью, — теперь смирись. Во-вторых, глаза береги! Сейчас такого можно насмот-
реться — даже не желая того… И по телевизору, и в газетах, и на улице… А ты будь строг к себе, береги глаза. И третье — очень важное! Сам исцелился, так других-то не осуждай! Не гордись исцелением!.. Не ты сам себя вылечил, а Господь. Он и этих бедняг сумет вылечить так же легко, как тебя. А ты помни: как кого в чём осудил, так и жди — вскорости сам в том же грехе перепачкаешься, да так, что и не сравнить с тем, кого ты осуждал. Вот и получится: ты себя воображаешь борцом против развратников, а глядь — и сам в том же разврате очутился… Нельзя так. Потому что мы все — подсудимые. Один Судия у нас — Господь.
— Среди неверующих людей — причём среди большинства — бытует мнение, что измены мужа укрепляют семью. И жена прощает ему и терпит, и считает, что это насущная необходимость – измены. Почему люди так считают – я не знаю. Их и совесть не мучает, наверное… Или мучает, но в меньшей степени.
— Когда человек духовно заболел, вся жизнь души в нём замирает. Совесть его уже не обличает, а совесть — это голос Бога. Разумеется, голос Божий нельзя заглушить, можно только усыпить на время наш духовный слух, парализовать его, но всё равно совесть будет в нас говорить. Но если человек не кается, он духовно замирает и становится ходячим трупом. Тело у него — гроб, а душа его – мертвец в этом гробу. Потому, когда наступает физическая смерть, — такие люди сразу проваливаются в преисподнюю, в царство вечной смерти. И мучаются там… А почему мучаются? Потому что душа у них состоит из одних страстей — но как страсти удовлетворить без тела? Хочется ему курить — а без тела не покуришь… А желание-то остаётся, и всё такое же острое как при жизни… Ну-ка, курильщики, вспомните, каково маяться без курева? А там навечно эта маета… И разве только в отсутствии курева беда?.. Корчится душа от всех своих страстей: блуда хочется! Наесться хочется до отвала! Водкой забыться! Хочется злобу свою на кого-то излить! Но даже злобу излить не на кого, потому что в вечном мраке ты не видишь никого вокруг… А как страшно болит ущемлённая гордыня!.. Ты такой замечательный, а тебя отвергли, выбросили во мрак, как мусор!.. И нечем утешиться.
А ведь Господь никого не наказывает. Да… Мы сами себя наказываем, сами себя убиваем, сами себя сталкиваем в преисподнюю… Как профессор Осипов говорит? Господь нам советует, говорит Алексей Ильич, — вот тебе удобное кресло, садись на него; не надо тебе садиться на кол или на раскалённую плиту — там тебе будет очень плохо. Не надо босиком бегать по разбитому стеклу, не надо пить отраву – умрёшь ведь! И если человек не послушался этого доброго совета, уселся на горячую плиту — то кто же его наказал страшными ожогами? Не он ли сам себя и наказал?
Но что интересно: не столько человек получает удовольствие от блудных грехов, сколько бес. Бес – это же дух, тела у него нет, грешить он не может — но, присосавшись ко грешнику, он через него получает удовлетворение. А ведь тело человеческое — это храм Божий! И как же можно Божий храм бесу отдавать, чтобы он там свою похоть удовлетворял!.. А если бес захочет навсегда в тебе поселиться?..
Недавно был со мной такой случай: вёл я исповедь, в очереди стояло человек 50, наверное… И среди этих пятидесяти сразу выделялась одна женщина лет тридцати: так страшно её корчило — голова, руки и всё тело не минуты не оставались в покое. Сразу ясно, что в ней бес. А какой бес — я ещё не знаю. Очередь дошла до неё, и оказалось, что она блудница профессиональная. Я говорю: «Хорошо, что ты назвала свой грех… Припомни всё, что с тобой было, и приходи через неделю. Принесёшь покаяние и в том, что вспомнила». Она пришла и много забытых грехов принесла. Я говорю: «И этого недостаточно, надо ещё вспомнить». Она и в третий раз пришла, и в четвёртый раз пришла… Потом месяца три-четыре я её не видел. Вдруг опять приходит. Вижу, стоит спокойная молодая женщина. «Помните, батюшка, я была у вас?» — «Помню». — «Как меня тогда крутило! Я не могла стоять. А когда я поисповедалась, очистила душу от грязи, мне стало свободно и легко. У меня появилось желание книги читать, появилось желание молиться, в церковь ходить, поститься, размышлять о духовном…» Это понятно. Ведь когда человек заболеет телом, у него появляется отвращение от пищи. Но ведь если он пищу вкушать не станет, то вовсе ослабеет и умрёт! Точно так же и с душою бессмертной. Когда она болеет грехом, то чувствует отвращение от духовной пищи любого рода: от молитвы, от добрых дел, от чтения Писания… Стало быть, надо очиститься покаянием, а потом вкушать добрую пищу духовную.
- Батюшка, а так называемый гражданский брак — это блуд? Давайте называть вещи своими именами…
- Я вам так скажу: если люди не церковные, Бога не знали, но полюбили друг друга и стали жить вместе по влечению сердца — то без воли Божией этого бы не произошло!.. Значит, Бог уже отчасти благословил этот брак, ибо подлинная любовь — только от Бога. И если эти супруги живут в любви и мире, не изменяют друг другу, заботятся друг о друге, не ссорятся, то благословение от них не отнимается, и связь их может считаться не блудом, а браком. А всё-таки венчанный брак намного совершеннее, и благодати в нём куда больше! Венчание — это таинство, великое таинство, которое возводит брак к небе-сам.
- А ведь венчанные люди – это точно известно Церкви! — имеют единую загробную судьбу… Они же не разлучаются после смерти?
- Ну, это зависит от супругов, как они будут себя вести!.. Допустим, муж уверовал, но он ленив на добрые дела, в церковь не ходит… Я знаю таких!.. А жена очень Господу преданна, любит Господа, постоянно пребывает в молитве. Она избавилась от всех страстей — а муж нет. Как же может быть у них одна судьба за гробом? Пусть они и венчанные, но… «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17, 34).
— То есть автоматом не получается в рай попасть? За счёт супруги?..
— Нет, не получается.
— Раз мы заговорили на такие острые темы, то у меня последний вопрос, который тоже актуален. Несколько десятилетий назад на Западе появился препарат, который помогает восстанавливать мужские силы — виагра…
— Быть может, эту тему мы опустим? К чему это?..
— Да про неё все уже знают! Употребление таких препаратов тоже противоестественно?.. Раз Господь отнимает силы у человека, значит он оставляет ему время и силы для покаяния…
- Для того, чтобы проводить целомудренную жизнь. Ведь что такое целомудрие? – целостный ум. Допустим, девушка может быть физиологически девственной, но, как говорится, телом девица, а душой блудница. То есть телесная девственность — это только часть целомудрия... Она в первую очередь подразумевает целостность ума. Когда у человека нет в душе слова Божиего, то у него нет и защиты…
— Батюшка, правильно ли я понимаю, что каждый христианин к концу жизни обязан стать святым?
— Почему «к концу жизни»? Надо прямо сейчас становиться святыми. Вы знаете, что для этого нужно делать: у вас есть и Писание, и святоотеческие поучения — только следуйте им. А зачем откладывать на конец жизни? Разве вы знаете, когда этот конец наступит? Может быть, завтра. Значит, вам уже сегодня надо быть святым. Трудно это? Конечно, трудно. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что если бы можно было спокойно и без забот войти в Царствие Божие, то такие великие святые, как апостолы Пётр и Павел, не приняли бы на себя столько трудов. А то три раза в тюрьмах сидели и по сорок ударов получали, и разве только это… Господь дал нам этот дар – свободу, и её никто не может отнять, ни Сам Господь, ни диавол. Мы по своей воле, свободно развращённые, грешим и губим себя — и душу свою, и тело. А если не будешь грешить, то организм поправится, и сможешь свободно дожить до 100 лет с лишним.
- Да разве в этом ли цель жизни? В долголетии?
- И долголетие нужно — чтобы побольше поработать Богу. Чтобы успеть принести какие-то плоды. А то вдруг и в самом деле завтра умрём? Чем тогда оправдаемся?