Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ХОЗЯЙКА «ПАЛОМНИКА»

Речь идёт, конечно, о хорошо в Петербурге известной Мелитине Анатольевне ЛАДИНСКОЙ, почти 20 лет возглавляющей службу «Паломник», тем самым служа Господу как истинная жена-мироносица.
 — Я была, как и многие, комсомольской активисткой и снисходительно смотрела на «тёмных» бабушек, которые ходили в церковь. Но однажды, когда жила в Тарту, забрела в местную церковь и… увидела учительницу биологии, которая учила нас, что человек произошёл от обезьяны, на коленях перед иконой. Это потрясло меня, но к вере не подтолкнуло. Интерес к церкви появился в конце 80-х годов, когда я похоронила маму. Умерла мама в деревне, и потому хоронили её по  православному обряду. И так это было благостно, что подумалось: «Как бы я хотела, чтобы меня так же похоронили…» А ведь я воспитывалась в атеистической семье. Папа — лектор по антирелигиозной пропаганде — не хотел, чтобы даже имя его дочери выбирали по святцам. Но бабушка умудрилась назвать меня Мелитиной (медовая) — моё имя, Слава Богу, есть в святцах, — и даже крестила меня.
 Вскоре я прочла свою первую богословскую книгу — Е.Поселянина о прп.Серафиме Саровском, и в моём ещё полуатеистическом мозгу сверкнула мысль: какого большого слоя культуры мы были лишены, как же много от нас прятали! Затем последовали Евангелие, Книга Исхода из Библии, книги Сергия Нилуса, архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Вот таким книжным было моё первое знакомство с Церковью. Потом изредка стала заходить в храм. Священники что-то читают, поют, а я чувствую себя усталой и жду, чтобы поскорей всё закончилось, ноги болят… Но Господу было угодно меня вразумить: за год мне довелось побывать в нескольких монастырях. Там я поняла, какая это сила и красота — Православие, какая подмога нам, немощным. Я вдруг услышала, как по-родному звучит церковнославянский язык. И у меня родилась мысль организовать паломнические поездки по святым местам Руси. Ведь не одна я прихожу в храм и ничего не понимаю.
Ни денег, ни должных церковных знаний для организации паломничеств не было. Но всё получилось по воле Божией: один неверующий, но богатый человек, услышав мои разговоры про монастыри, расчувствовался и принёс в дар 60 тысяч рублей. И в апреле 1993 года по благословению о.Василия Лесняка состоялась первая поездка службы «Паломник» в Пюхтицу. То, что я увидела в монастыре, поразило до глубины души. Я-то думала, что увижу постные печальные лица с опущенными долу глазами. А увидела чистых, кротких и очень доброжелательных девушек и женщин. А обращали ли вы внимание, что монашеская одежда делает женщину необыкновенно красивой, меняя всё — и фигуру, и овал лица? Второй наш маршрут — Псково-Печерский мужской монастырь — строгий, суровый, но удивительно духовный. Потом был Снетогорский монастырь, который возглавлял тогда совсем молодой архимандрит Сергий (Сосновский). Было у него несколько послушников и огромное желание служить Господу. Не забуду, как он сам надел передник и пошёл лепить вареники, чтобы накормить нас с дороги.
 Вскоре мы проторили дорожку в Дивеево, Муром, Владимир, Новгород, Санаксары, Арзамас… Всего я побывала более чем в 80 монастырях, отработала более 40 маршрутов. Иногда мне становилось по-человечески обидно, что красивые, сильные, умные, молодые и образованные люди ушли из мира, что у них никогда не будет детей, которых они могли бы воспитать в твердой вере… Но это, конечно, по недомыслию. Правильно, что Богу служат лучшие из нас. Тяжёл труд монахов — они несут послушания на скотном дворе, в поле, на сенокосе, в кузне, на кухне, в различных мастерских. И это только видимая часть их трудов, а есть ещё труд молитвенный. И паломники понимают, что в сравнении с тяготами монастырской жизни их работа легка, а жизнь даже беззаботна. 
 В своей жизни я никогда не видела столько удивительного, как увидела, когда стала православной. Если б это произошло не со мной, если бы я не видела этого собственными глазами — не поверила бы. Я видела, как обновляются и мироточат иконы, как чудесно исцеляются недужные. Но самое большое чудо, какое я видела своими глазами, случилось в Арзамасе. В храме была икона Божией Матери «Достойно есть», которую в годы безбожья порубили топором, выбив Богородице глаза. И вот выше этих глаз проявились новые глаза — не пятна, не предыдущий слой, не реставрация современная — глаза, а в них такое страдание, что смотреть без слёз было невозможно. Когда перед иконой начали молиться — она заблагоухала на весь храм. Потом её куда-то упрятали, и очевидцы рассказывают, что глаза Богородицы потухли. Но едва образ внесли в храм и вновь стали ему молиться, глаза ожили. Верно говорят, что иконы живы тогда, когда им молятся.
 Расскажу ещё об одном чуде: у меня ночью засветился небольшой металлический образок. Я решила, что это лунный свет отражается. На вторую ночь свет стал сильнее, а утром гляжу — икона такая яркая, даже днём от неё свет идёт. Я позвала мужа-физика, он посмотрел, говорит: «Самолюминисценция». Подумал и добавил: «Эффект Стокса». Ещё через два дня: «Но вот почему это явление происходит, я объяснить не могу». Месяц светилась икона, потом стала гаснуть и теперь ничем не отличается от других.
Но главное не чудеса. Больше всего поражают и радуют — люди, наши простые русские люди. Нигде я не встречала столько замечательных людей, которые безкорыстно помогают другим, как в Церкви. Вот как-то возвращаемся из паломничества — на обочине голосует незнакомый батюшка. Взяли мы его. Оказалось, иеромонах Алексий ехал в нашу Александро-Невскую лавру покупать бумажные иконы для своего храма. Ему 20 лет, живёт он в деревне Шапкино Ивановской области, где сам — 27-й житель, зарплату не получает, но бабули-прихожанки его кормят. Храм во имя Рождества Богородицы двухэтажный, но до его прихода церковь несколько раз обворовывали. Батюшка не унывает, говорит: «Мне дорогих икон и не надо, не в позолоте дело. Главное — молиться». Нам иметь хотя бы десятую часть его веры. Живёт человек Божий Алексий как птичка Божия — чем Господь напитает, то и ладно, и служит Богу. Впрочем, сельские священники испокон века жили бедно, а ныне многие выживают тем, что держат скотину, сажают огороды, т.е. трудами своих рук. Поэтому я всегда прошу паломников: кто может, внесите пожертвование на храм, привезите батюшке кагор для причащения прихожан. Собираем средства и на требы, чтобы хоть немного помочь. Иные монастыри настолько бедны, что доходит до голодания. Но люди идут в монахи, работают по 18-20 часов в сутки и обретают там духовную радость.
Ещё одна удивительная встреча: в глухой деревне Псковской области есть такой о.Роман Загребнев — настоятель храма свт.Николая Чудотворца и небольшой женской обители. Отец Роман ездит по окрестным деревням, собирает в свою обитель одиноких старушек, даёт им возможность дожить последние дни на земле в человеческих условиях, согретыми христианской любовью. А замечате-льные переяславль-залесские монахини из Алексеевского монастыря подбирают бездомных ребятишек и воспитывают при монастырском приюте. Я их встретила, когда они на своём стареньком автобусе путешествовали по Руси. Эти детки умеют себя вести в монастырях и храмах, умеют слушать не только ушками, но сердцем.
И ещё одно паломничество вспоминаю с особой теплотой — в Киево-Печерскую лавру. Там была чудная икона Спасителя, но стоила половину моей зарплаты. Я заметалась: купить — не купить? Не купила. Вечером замечательную службу Божией Матери с акафистом отстояла в Киево-Печерской лавре, а наутро поехала во Фроловский монастырь причащаться. Причастилась и заказала 10 просфорок. А мне вместо десяти горстями просфорки стали подавать, говоря: «Вы ведь приезжая». Народ, узнав, что я из Петербурга, засыпал просьбами: «А вы записочку можете в Иоанновский монастырь передать? А Ксении Блаженной?» Я достала блокнот: «Называйте имена». В те времена цены на записки копеечные были, я не испугалась, это сейчас бы мне зарплаты не хватило. Вдруг вижу, мне деньги протягивают. Я отнекиваюсь, мол, сама заплачу. Подошла монахиня: «Зачем свою гордыню показываешь? Дают — обязана взять». Я растерянно: «Да ведь ваши деньги у нас ничего не стоят». «Тогда купи себе что-нибудь на память». И я решила купить ту самую икону Спасителя. Пересчитала деньги — как раз 200 рублей, копейка в копейку. На всё воля Божия.
 Думаю, что каждому русскому человеку надо пожить хотя бы три дня в монастыре в качестве паломника или трудника, поесть монастырского хлеба, чтобы понять, что такое Православие.
10 октября Мелитине Анатольевне Ладинской исполняется
80 лет. Многая и благая лета!

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая