Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ — ОЖИДАНИЕ ЧУДА

Эту историю записал и принёс в редакцию протодиакон Свято-Троицкого Измайловского собора Сергий Шалберов.
Долго не решался рассказать об этом событии… Конечно, наше отношение к любому чуду должно быть крайне осторожное и духовно трезвое. Но иногда полезно дать пищу размышлениям о неведомых свойствах нашей соборной молитвы, избегая при этом бездумного погружения в стихию чудес.

Кому ведомы чудеса, творящие Слово Его?
Ушёл из жизни учёный человек, крупный руководитель — директор ведущего отраслевого исследовательского института. Родственники пришли в собор оформлять отпевание. Пришли без напускной скорби, без деловитой погребальной суеты, без вельможного высокомерия, как-то мудро и естественно соединяя кончину близкого человека с началом его новой, невидимой жизни. Интуитивно определив в них совопросников души своей, предложил им ночное чтение Псалтири. Они не раздумывая согласились, да еще попросились остаться при усопшем на всю ночь.
Внесли дорогой тяжёлый гроб, открыли. Покойный лежал на спине: белоснежная наволочка подушки хорошо оттеняла его волевое и простое лицо. Глаза были закрыты крепко, губы тоже плотно сжаты, и всё казалось, что он тихо и радостно улыбается. Весь он напоминал благородные лица со старых довоенных фотографий.
Над головой родственники зажгли пучок свечей, сноп мерцающего света от которых пытался согнать мертвенные тени под глазами усопшего. Один тёплый луч свечи коснулся моей груди и, словно чудотворный жезл Моисея, вызвал к жизни поток добрых чувств: захотелось крепко обнять всех людей — и живых, и отшедших в мир иной — и говорить им дивные певучие слова псалмопевца Давида, великого поэта библейской древности.
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» — начинаю читать Следованную Псалтирь, старинную книгу размером с напрестольное Евангелие, по которой, должно быть, молилось не одно поколение соборян. Удивительно и ласково думается о всех людях земли: все призваны таинственной силой, живущей в них, победить смерть, все идут смертными путями к безсмертию.

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1
Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать.
Но волю токмо подвергает
Закону Божию во всём
И сердцем оный наблюдает
Во всём течении своём.
Как древо, он распространится,
Что близ текущих вод растёт,
Плодом своим обогатится,
И лист его не отпадёт.
Он узрит следствия поспешны
В незлобливых своих делах;
Но пагубой смутятся грешны,
Как вихрем восхищенный прах.
И как злодеи не восстанут
Пред Вышнего Творца на суд,
И праведны не воспомянут
В своём соборе их отнюд.
Господь на праведных взирает
И их в пути Своём хранит;
От грешных взор Свой отвращает
И злобный путь их погубит.
Михаил Ломоносов (1711—1765)

Добросовестно читаю с полным размахом души, словно принося последнюю отчаянную жертву Господу: «Прости вся, елико ти согреших, яко человек, паче же не яко человек, но и горее скота…»
Рядом с этими словами идут другие мысли. Я знаю, что умер большой начальник, но обычный человек, думаю о всей работе его, и она мне кажется поражающе большой. Это сердце, переставшее жить, — всё ли верно сказано им на земле, о чём думало оно при земной жизни?
«…Вольная моя грехи и невольная, ведомая и неведомая, яже от юности и от науки злы и яже суть от нагльства и уныния…»
Всё ли сделано им для спасения души? И что можем сделать мы, зде оставшие? Около меня — мёртвый и будто бы спящий, а на лавке у гроба — живые и бодрствующие молящиеся родственники. И я руковожу их песней, которую они поют вместе со мной Ему, Владыке жизни, о спасении родной души!
Завершая очередную «Славу», перелистываю книгу в самый конец, где помещена особая молитва за усопшего: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного…». Я читаю эту молитву, и в душе у меня горит костёр высоких слов и чувств, и я благодарно взволнован. В затемнённом соборе стоит басовый гул, как будто архангельские голоса доносят из углов: «Прощается вам, всё прощается — живите вечно!»
Вдруг замечаю: на пожелтевшем от времени листе молитвы откуда-то появляются свежие маслянистые разводы и с каждым перелистыванием их становится всё больше. Недоуменно отираю платком руки — они сухие. Вглядываюсь пристальней и вижу, как с началом молитвы на бумаге появляется мельчайшая росинка: по мере чтения она наливается серебрящимся соком, вырастая в спелую жемчужную ягоду. При очередном перелистывании бумага впитывает её — вот откуда на жёлтом листе древности эти загадочные пятна.
Я изумлён. Мы знаем о чудесности мироточения святых реликвий, но природа и смысл этого явления людям непонятны. Вдумываюсь вскользь, не прерывая чтения. Поглощает людей сень смертная — и не может поглотить, доносит мне эту истину живая набухающая капля, знак Его небесной милости ко всему грешному человечеству и награда нам, усердно в унисон молящимся у тела покойного. И не забываем ли мы сегодня значение соборных церковных прошений, не происходит ли в нас какое-то угрюмое и безплодное самозамыкание в себе и умаление жизни в Святом Духе? Не наступает ли время вновь возгореться нашей общей молитве, для чего и даются нам чудесные намёки — Божьи знамения?
Ведь заповедано нам не ограничиваться одним обрядовым отношением к Богу, но возрастать в молитвенном чувстве, в ощущении Божественного мира. Но способны ли мы без всякого догматического мудрования сказать совсем просто своим близким вслед за апостолом: «Умоляю вас… Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах к Богу» (Рим.15,30). Вся сила Церкви в её неотмирности, в предощущении жизни вечной, и там, где, по слову Христову, «двое или трое собраны во имя Его», где преодолевается обособленность, там начинается соборность, там начинается любовь. И когда вера освещена лучами любви, тогда слова и обряды видятся не символическими, а простыми и действенными, и тогда совершается чудо.

ПРО ЧУДЕСА
Вся наша жизнь — ожидание чуда.
Чудо — у моря свой камень найти.
Чудо — на горы взойти и оттуда
Взглядом счастливым весь мир обвести.
Чудо — ребёнка в коляске баюкать.
Чудо — не знать за собою вины.
Чудо — по лесу блуждая, аукать.
Чудо — прожить свою жизнь без войны.
Чудо любви! Но когда и откуда
Может явиться оно — не поймёшь.
Ну, а воистину главное чудо —
То, что ты просто на свете живёшь.
Галина Чистякова

Заканчивается Святая Псалтирь. Кружится голова от блаженного воздуха вечности. В храме и душе становится всё тише, ночнее…
И как будто не случилось ничего особенного…
«Когда душа находится в состоянии безчувстенности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом. Когда душа благопризнательна, тогда она принимает всё с верой, даже и в чудесах не имеет особой нужды». Свт.Иоанн Златоуст.

предыдущая    следующая