Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Возвращение к себе

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, ЖИВИ ВОВЕКИ!

7 октября 2010 г. на 82-м году жизни почил в Бозе известный православный писатель Валерий Николаевич ЛЯЛИН. Сегодня мы публикуем единственное интервью, которое Валерий Николаевич дал нашей газете.

Этими словами заканчивается один из рассказов Валерия Николаевича, которые будят совесть, заставляют задуматься, заглянуть в свою душу: что там — тьма или свет? Сам писатель также даёт ответ на этот вопрос всей своей жизнью.
— Родился я в первой трети прошлого века в семье студентов. И пока родители учились в Москве, я жил в Иваново-Вознесенске с бабушкой Олимпиадой Ивановной. Жили мы на самой окраине города, в Хуторове, в большой деревянной избе.
О своих родовых корнях Валерий Николаевич писал в рассказе «Глинская пустынь в Тбилиси»:«Все мои предки упокоились в могилах под крестами на кладбище в Хуторове. И милая, добрая бабушка Олимпиада Ивановна, и дед Василий Матвеевич, и прадед Матвей Иванович Сурин — купец первой гильдии, снабжавший Иваново дровами и имевший магазин музыкальных инструментов, строитель храмов, богаделен и ночлежных домов. На старости лет он роздал богатство и удалился спасать душу в Куваевский лес, где одиноко в келье пустынножительствовал лет десять и мирно предал дух свой Богу… Бабушка моя была добра, но не богомольна, да и небольшую церквушку, что была недалеко от нашего дома, коммунисты приспособили под клуб. Вот так и получилось, что рос я некрёщеным, без Ангела Хранителя. А время было нездоровое, над страной носились революционные вихри.

ВЕРА ПРОРАСТАЛА, КАК БЫЛИНКА СКВОЗЬ АСФАЛЬТ
— Как же вы пришли к вере? Как, когда поняли, что Бог есть?
— Когда мне было 20 лет от роду, мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принёс мне эту Святую книгу.
Случай этот описан в рассказе «Мой путь ко Христу»: «Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня! Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный! Зачем ты усомнился!» Это впервые прочитанное Слово Божие не прошло безследно, хотя тогда я принял его за красивую легенду. К принятию христианства я шёл тяжело и долго.
А крестился я, будучи уже взрослым, после Великой Отечественной войны. Пути-дорожки привели меня в Новгородскую область, где и окрестил меня старообрядец прямо в реке Мсте, что впадает в Ильмень-озеро. С крещением многое изменилось в моей жизни. Я перестал метаться по огромной стране, как неприкаянный.
— Совсем как герой вашего рассказа «Куда ведут дороги»: «Не было у него покоя на душе, и что-то гнало его на поиски того, чего он и сам не мог определить».
— Да. Только не было рядом со мной человека или наставника, который понял бы, определил моё душевное состояние. Помните, в рассказе герой встретил старика Матвея Ивановича, который объяснил: «Ты маешься тоской оттого, что душа твоя ищет Бога, но ты этого не знаешь и не соображаешь, что с тобой происходит, пока не обретёшь веру». Но Господь не оставил меня, и после крещения всё это бесовское наваждение ушло безвозвратно.
— Но что заставило вас взяться за перо?
— Желание писательского творчества появилось давно. И начал я ни много ни мало с исторических сценариев. Моё начинание одобрил писатель Валентин Пикуль, живший в то время в Риге. На «Ленфильме» довольно высоко оценили художественное качество сценариев, однако сказали: «Напишите сначала сценарий о рабочем классе, а уж потом мы пустим в работу исторические». Помню, я тогда крепко обиделся и больше на «Ленфильм» ни ногой.

МОЙ АДРЕС БЫЛ НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА
— Но писателем-то вы стали. Весь православный мир России знает и любит ваши рассказы. Так что же случилось дальше?
— Я работал сельским врачом в разных концах страны. Где я только не побывал, с какими чудными людьми не встречался! В Крыму я познакомился с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), который утвердил моё православное мировоззрение и подарил Библию. Встречался со старцами Глинской пустыни. В Абхазии и Казахстане беседовал со старцами-пустынниками — потаёнными молитвенниками советского лихолетья, восхищаясь их духовными подвигами, праведной жизнью и глубокой верой. Встречи эти обогатили мой ум знаниями, а душу укрепили в вере.
Особенно поразила Валерия Николаевича встреча с митрополитом Грузинским Зиновием — бывшим мантийным монахом Глинской пустыни. Вот что он пишет в рассказе «Глинская пустынь в Тбилиси»: «Вижу, у церковной ограды стоит монашек, сухой, старенький. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса серенькая, потёртая, на ногах лапти. Опирается обеими руками на посох. Я обратился к монашку: «Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия?» Старичок посмотрел на меня ласково ясными, добрыми глазами и тихо сказал: «Митрополит Зиновий — это я». Я чуть не повалился от удивления! Я видел столичных митрополитов в чёрных шёлковых рясах, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из чёрной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй подобострастно склонившихся священников… А тут бедный, старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец-святитель Зиновий-митрополит. Это про него сказал Патриарх Грузии Илия II: «Владыка Зиновий является великим святителем Православия, носителем Божественной благодати, и источающееся отсюда не земное, а небесное тепло собирает вокруг него столько духовенства, столько верующих…» Вот перед таким святителем стоял я, онемев, уставившись на лапти».
Тем временем в Санкт-Петербурге при Заводе АТИ начала работать православная радиостанция. Я приехал, встретился с редактором Нонной Корженковой и передал ей свои рукописи. Так зазвучали в эфире мои первые рассказы. Чуть позже я познакомился с Александром Раковым — редактором газеты «Православный Санкт-Петербург», который также с удовольствием стал печатать мои рассказы. Начало было положено, и вскоре во многих православных журналах стали появляться мои рассказы и повести.
То, о чём я пишу, не придумано, а взято из личного жизненного опыта, многие рассказы автобиографичны. Пишу, как живу.

«РУСЬ, КУДА НЕСЁШЬСЯ ТЫ?!»

Каждый писатель немножечко пророк. Каким видится будущее России Валерию Лялину? На этот вопрос известный писатель отвечает своими рассказами, отрывки из которых мы приводим.
«И вот на земле, где проклинали царя, где со злобным азартом рушили храмы, под корень вырубали духовенство, к концу XX века зажглись очажки истинно православного благочестия. В сёлах и деревнях вокруг сохранившихся храмов чудным образом стали возникать монастыри с аскетами-старцами, ведущими лютую брань с тёмной бесовщиной атеизма, извлекая из греховного болота тысячи людей, спасая их души… Вот так, исподволь, не показушно, волею Божией, происходит ныне очищение, оздоровление и возрождение нации в потаённых уголках страны… Это исцеление происходит по всей России, и его уже остановить невозможно».
Интервью-размышление В.Лялина завершает отрывок из рассказа «И было в тот вечер», который показывает его отношение к России и русскому народу:«Жаль мне добрый, кроткий и доверчивый русский народ, понёсший неисчислимые жертвы в кровавом и безжалостном XX веке… И я молю Бога, чтобы эта эпидемия бед, несчастий и скорбей не перешла из XX века в XXI век…»
Валерий Николаевич похоронен на Ковалёвском кладбище, участок 49, квадрат 2, место 27.

предыдущая    следующая