Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Мы сидим с настоятелем церкви Усекновения Главы Св.Иоанна Предтечи в г.Кировске о.Станиславом МАЛИНОВСКИM на берёзовых чурбачках на задворках храма, и батюшка с горечью произносит: «Вот преподобный Серафим Саровский интервью не давал, статьи не писал, — напротив, ушёл от мира в глушь лесную, в затвор. А народ протоптал к нему тропочки, даже медведь сподобился приходить к святому за дружбой… Да и до преподобного, и после него столько благочестивых людей высокой духовной жизни уходили подальше от жизненной суеты, потому что устали от жизни, от какой-то повсеместной несправедливости… Вот, взгляните, — батюшка повёл вокруг рукой, приглашая полюбоваться на замшелый фундамент так и не начавшей строиться большой Предтеченской церкви. — Несколько лет не можем отстроиться, хотя готов замечательный проект и храм нужен, сколько же можно ютиться в бывшей сапожной мастерской, ведь Кировск — районный центр!
Нет средств… Теперь я понимаю царя Давида. Он всю жизнь свою положил, чтобы построить великий Иерусалимский храм — одно из чудес мира, — всё рассчитал, вникал даже в то, из чего будет сделана облицовка, из какого дерева что сделано из убранства… Но Господь судил иначе: Давид не увидел детище своего сердца, и храм построил сын его Соломон.
— Надеюсь, у вас будет иначе. И вскоре здесь вырастет красивый Предтеченский храм — на берегу Невы, к которой от храма будут вести широкие каменные ступени…
— Но главное даже быть не великим храмоздателем или учёным богословом. Священник должен иметь церковный такт — не требовать всё время от благотворителей: «Давай то, давай это», иначе создаётся впечатление, что вся Церковь такая — вечно требует, просит, клянчит. И ещё батюшка должен быть добрым.
— Учёным быть проще, чем добрым… А можно ли Иоанна Крестителя назвать добрым? Он ведь обличал грехи царя Ирода и фарисеев. Мне он видится карающим Ангелом, похожим на Архангела Михаила.
— Конечно, он был добр — к простым людям. А добрый человек не должен бояться обличать, ведь и обличать можно по-разному — разоблачать, увещевать, наставлять… Иоанн Креститель был безпощаден в своих обличениях, а Ирод — облеплен грехами, как камень лишайником. Так, имея законную жену — дочь аравийского царя Арефы, Ирод сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата. Даже отрезанная голова св.Иоанна, поднесённая на блюде Саломии, мёртвым языком продолжала обличение, за что Иродиада исколола язык булавкой, а голову закопала в нечистом месте.
Можно также своим жизненным примером и своевременным обличением уводить от беды, отвращать от греха. В этом истинная доброта, а не в том, чтобы льстиво потакать слабостям греховным близких или вышестоящих людей. Хотя это небезопасно: начни обличать немудрого, так он тебя же и опозорит. Посмотрите, какой страшный подвиг обличения брали на себя наши юродивые! И ведь кого обличали? Царей, сильных мира сего. Блаженный Василий какими словами обличал царя Иоанна Грозного?! Называл царя собакой, пожирающей мясо живых людей…
Не хватает в наше время такого человека, как Иоанн Предтеча.
— А появись он сейчас и начни обличать светскую или духовную власть, где окажется в скором времени — в тюрьме, в психушке?
— Да… Только люди, живущие духовной жизнью, будут размышлять над обличением и придут к достойному выводу. Но те, кто, имея понятие о духовной жизни, ею пренебрегают, никакого обличения не потерпят. Что вы! Духовное лицо попробуй обличи! Среди них есть такие непростые натуры…
— Помните, в 2006 году, когда в Петербург привезли мощи св.Иоанна Крестителя, очередь верующих в Троицкий собор Александро-Невской Лавры кольцом обвивалась вкруг стен обители. Что побуждало народ отстаивать полдня на солнцепёке, чтобы приложиться к мощам? Дань моде, массовый гипноз, надежда на чудо исцеления от недугов?..
— Нет. «Природа этого подъёма иная… Здесь не только выражение собирательной воли к добру, но и момент массового пробуждения от греха, когда раскаяние одного заражает другого, когда вдруг вся внутренняя скверна озаряется каким-то небесным светом, и видна даже пылинка греховная, где-то глубоко притаившаяся; когда требования совести настолько обостряются, что даже малейший грех тяжёлым камнем давит сознание и является потребность очиститься», — писал князь Н.Жевахов, наблюдавший в 1915 году подобное явление в Харькове при встрече Песчанского образа Божией Матери.
— Батюшка, когда царь Ирод преследовал св.Иоанна в пору его деятельности, как Крестителя, пророка, обличителя — это понятно. Но почему Ирод искал умертвить не только родившегося Богомладенца, но и Иоанна, когда тот был ещё младенцем?
— Конечно, царь Ирод не мог заранее предугадать, что младенец Иоанн станет Предтечей и Крестителем Иисуса Христа… Но подумайте: неделей позже Рождества Христова мы вспоминаем избиение 14 тысяч младенцев мужского пола — в это число мог войти и маленький Иоанн, среди прочих. Вот что рассказывает об этом Святое Предание: «Царь Ирод послал в Хеврон убийц, но в доме св.Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли до Хеврона, и св.Елисавета вместе со св.Иоанном ушла в горы. Увидев приближавшихся преследователей, она возопила: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!» Гора расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла мать с сыном. Негодуя, что прав.Елисавете с младенцем удалось скрыться, Ирод решил отомстить св.Захарии. Он послал к нему воина с поручением узнать, где находится его сын. Св.Захария, исполнявший свою череду богослужений в Иерусалиме, отказался выдать сына и был убит между алтарём и жертвенником. Кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода. А возле пещеры, где пряталась св.Елисавета с маленьким Иоанном, выросла финиковая пальма, кормившая беглецов плодами, и открылся источник воды».
— Мы читаем в Евангелии, что Иоанн Предтеча жил в пустыне и питался акридами и диким мёдом. Почему Господь так плохо заботился о Своём Предтече?
— Господь наш Иисус Христос и Сам жил бедно. И родился не во дворцовой роскоши. Помните, Он сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк.9:58). А Креститель… он сам избрал себе такую жизнь. Мы все имеем право на свободу выбора. И среди современных священников — один хочет служить в роскошном городском соборе, другому мила жизнь сельского батюшки. Один мечтает есть с барского стола, у другого есть такая возможность, а он ограничивается бутербродиком с рыбкой, лучком с куском чёрного хлеба и стаканом чая, и при этом хорошо себя чувствует.
А Креститель ещё и воспитывался в очень строгой обстановке кумранской общины с малых лет. Община вела аскетический образ жизни, скудно питалась — тем, что Господь пошлёт. А Господь всегда посылает достаточно для поддержания жизни. Кстати, можно иметь всего в изобилии и не возгордиться, но делиться с ближними: что-то в богадельню отправить, что-то в детский дом отнести, что-то в храм пожертвовать — нуждающимся польза и ваша душа ликует. Ликует больше, чем когда получает.
— Можно ли Крестителя считать первым новозаветным пророком?
— Действительно, со времён последнего иудейского пророка Малахии, то есть с V века до Рождества Христова, пророчества среди иудеев прекратились. Они ждали второго пришествия древнего пророка Илии. И св.Иоанн, живший на рубеже Ветхого и Нового Заветов, может считаться первым новозаветным пророком, нёсшим правду о пришествии в мир долгожданного Мессии. Вспомните, что архангел Гавриил открыл св.Захарии, что у него родится сын Иоанн, который станет провозвестником ожидаемого Спасителя «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17).
Воспитываясь в кумранской общине, которая была сильна в аскетизме, науках и древних пророчествах, св.Иоанн получил прекрасное по тому времени богословское образование. Предтеча прекрасно знал древние пророчества, в частности пророка Исайи, который говорил о рождении Господа нашего Иисуса Христа, о Его общественной проповеди, Его деятельности. «Вот, отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать все народы» (Ис.42:1—4). И таких пророчеств как великих, так и малых пророков было очень много. Таковым стал и Иоанн Креститель, говоривший: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк.3:16). Значит, св.Иоанн прекрасно знал о своей миссии как Предтечи Христа и знал миссию своего Господа.
— Иисус сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:29). А св. Иоанн, не слыша этих слов, как понял, что людей надо крестить?
— Иоанн до конца не осуществлял того Крещения, о котором говорил Спаситель. Предтеча крестил только в покаяние и для прощения грехов. Как, откуда узнал Предтеча вообще о крещении? Это знание — понятие о новозаветной Церкви, некоторых принципах жизни новозаветной Церкви — ему было даровано Богом. Ибо новозаветная Церковь серьёзно отличается от ветхой Церкви, в учении которой, например, не было такого понятия, как крещение в воде. Креститель старался приуготовлять иудейский народ — крестил во искупление грехов. В Священном Писании ведь так и говорится, что он Предтеча — тот, кто идёт впереди.
Адрес: 187362, Ленобласть, г.Кировск, Набережная ул., д.6а. Тел.8(813-62)28-198
Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА