Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В этот день, 15 января, Русская Православная Церковь торжественно празднует преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. В одной из проповедей настоятель храма Прп.Серафима Саровского в пос.Песочный о.Игорь ФИЛИН сказал проникновенные слова: «Не найдётся такого сердца православного, которое не горело бы любовью к батюшке Серафиму, ну а уж русский народ любит его необычайно. Где бы мы ни увидели иконы с его милостивым и кротким ликом, сердце православного обязательно смягчается. Невозможно ожесточиться, невозможно согрешить в безпамятстве, когда видишь и помнишь о святом старце. Вот и исполнились его слова о том, что кто стяжает дух мирен, вокруг него спасутся тысячи. Вокруг прп.Серафима, по молитвам к нему, спаслись сотни тысяч людей. И любовь батюшки не оскудевает».
Поехать в Дивеево поклониться мощам святого старца казалось несбыточной мечтой. Но преподобный знает наши сокровенные помыслы, и я нежданно-негаданно оказалась в числе паломников, отправляющихся в обитель. Сопровождающая нас м.Лариса сообщила, что по пути мы побываем ещё в Иверском, Свято-Троицком Муромском и Рождество-Богородичном Санаксарском монастырях и у Любушки в Вышнем Волочке. А поскольку ехать предстоит по тверской земле, то заглянем и в старенький храм Казанской иконы Божией Матери в с.Марьино Торжокского района. «Храм беден и в плачевном состоянии, но встреча с замечательным батюшкой — о.Сергием Хоцким — искупает всё. Повезёт — попадём на вечернюю службу», — пообещала она. Видимо, бес подслушал её слова: в дороге от жары заглох мотор автобуса, пришлось отдать водителю запасы питьевой воды. Потом долго кружили в поисках колодца.
К Марьину подъехали уже глухой ночью, часа в два. «Ну кто нас будет ждать в полуночи? — расстроились мы. — Спят уж давно все». — «Надо помолиться батюшке Серафиму, чтобы нас ждали», — предложил кто-то. Тут же с десяток фонарных лучиков запрыгало по строчкам акафиста преподобному. Кто-то спохватился: «Не надо. Священнику ведь утром вставать ранёхонько, на службу идти. Пусть отдыхает». На том и успокоились, но акафист дочитали.
Каково же было удивление, когда мы увидели, что окна церкви светятся жёлтыми светлячками, а двери гостеприимно распахнуты! Нас ждали! Ждали с любовью, терпением и надеждой, что мы не проедем мимо, заглянем на огонёк. Мигом стряхнув дремоту, гурьбой направились к церкви. Но, войдя в храмик, остолбенели. Видит Бог, такой нищеты я ещё не видела, даже дощатые покосившиеся полы местами провалились и видна земля… Но нас ожидал накрытый скатертью стол с немудрёным угощением и пыхтящим пузатым самоваром. Увидев первых паломников в дверном проёме, батюшка с матушкой, радостно улыбаясь, двинулись навстречу.
Тут мы, не сговариваясь, развернулись и бегом помчались обратно к автобусу. Батюшка остолбенел. А мы, глотая слёзы умиления от по-домашнему тёплой встречи и слёзы горечи от нищенского вида православной церкви, вытаскивали из сумок и рюкзаков подарки, припасённые для Дивеева, — кагор, лампадное и подсолнечное масло, хлеб, пряники, конфеты, деньги. Дивеевский монастырь славен и богат, наша лепта мало что добавит, а для этого убогого храмика она будет ох как кстати. Когда возвращались, нагруженные приношениями, на крыльце, в ярком ореоле света, льющемся из храма, стояла одинокая фигура о.Сергия. Он всматривался в темноту, пытаясь разглядеть, куда мы подевались. Матушка, всплеснув руками, принимала дары: «Смотри, батюшка, вот масло для лампадок, вино для Св.Причастия, масло для миропомазания и елеосвящения… А то уж и не знали, как причащать верующих по воскресеньям». Мы улыбались её радости. Ах, как ласково светились глаза батюшки Серафима на иконе! Они были живые, они одобряли нас. «Вот ведь, — пришла мысль, — чтобы встретиться с батюшкой Серафимом, не обязательно ехать в Дивеево: он везде, где во славу Божию творятся добрые дела, где соблюдается заповедь «возлюби ближнего Твоего, как самого себя» (Мф.22:39), где есть место сочувствию и сопереживанию.
Отец Сергий предложил отслужить благодарственный молебен и пропеть акафист преподобному Серафиму. Эта служба в чуткой тишине ночи, окутавшей землю, при мерцании свечей запомнилась на всю жизнь. Я видела, как многие нет-нет да и поглядывали на икону прп.Серафима Саровского: видно, и у них было ощущение, что старец находится посреди нас. Мнилось даже, будто храм заполняют невидимые Ангелы, присоединяют свои голоса к нашим, восхваляя Творца Небесного. Слышался то ли треск свечей, то ли шорох крыльев… После службы матушка напоила нас горячим ароматным чаем, потчуя чем Бог послал.
Когда наш автобус мягко откатил от храма, спать не хотелось, кто-то тихо молился, иные погрузились в размышления. «Господи, — горячо просила я, — сделай так, чтобы все, кто едет по этой дороге — в монастырь ли, по своим ли делам, заходили в церковь и вносили свою, пусть крошечную, лепту. Пусть храм Казанской иконы Божией Матери отстроится, купола и кресты засияют, а колокола радостным перезвоном будут собирать на службу не только марьинцев, но и верующий люд со всех окрестных деревень»…
Много ещё волнующих моментов и встреч было в той поездке, но наконец мы в Дивееве. Теперь уже св.Серафим щедро одаривал нас: ранняя утренняя служба в Троицком соборе — по-монастырски долгая и торжественная, как любил сам святой старец, отстаивавший длинные службы, ни разу не шелохнувшись, весь уйдя в молитву; шествие с трепетом в душе по канавке, где ступала ножками Сама Пречистая. Как говорил прп.Серафим, «счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место». Богородицу узреть мы, грешные, не сподобились, но грезилось наяву, как согласно пророчеству во времена антихриста поднимется канавка до небес и не сможет переступить её вражья бесовская сила; купание в святых источниках, имеющих благодать исцелять от многих болезней. Потом исповедь, как генеральная чистка, — рассказывала и каялась в застарелых грехах — и принятие Святых Христовых Таин. А вкусив с молитвой приготовленную монастырскую пищу, отправились любоваться садами и цветниками обители. Одна из послушниц рассказала чудную историю колокольни, что в конце святой канавки. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления св.Серафима, на ней были установлены часы, отзванивавшие ежечасно: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Позднее испорченные часы неожиданно зазвонили перед разгоном обители в 1927 году… Ныне колокольня восстановлена.
Помня слова св.старца: «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик… Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду», каждый, припав к мощам, изливал душу, зная наверняка, что услышан и помощь грядёт.
Оставшиеся деньги все до копейки потратили в пользу монастыря, ибо св.Серафим завещал: «Кто заступит за них (дивеевских сестёр) и в нужде защитит и поможет, изольётся на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнёт да пожалеет, и того Господь наградит». Как хочется когда-нибудь не просто приехать сюда паломницей — птахой залётною, но пожить в обители неделю-другую да потрудиться тяжело и много во славу Божию. Позови меня, Батюшка Серафим!
Ирина РУБЦОВА