Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 февраля — память св.Макария Великого Египетского

БУДЬ, КАК МЁРТВЫЙ, — СПАСЁШЬСЯ

Прп.Макарий Египетский, названный Великим за святость и мудрость, родился около 301 года в египетском селении Птинапорт. Однажды юный Макарий шёл Нитрийскою пустыней и, утомившись, прилёг. Во сне он увидел Ангела, возвестившего: «Посмотри на эти пустынные места: тебе придётся жить в них». И впрямь после смерти родителей и жены, с которой он жил как с сестрой, Макарий ушёл в дальнюю скитскую пустыню. Вокруг поселились желающие подвизаться под его руководством, построили храм, и Макарий был рукоположен во пресвитера. За подвижническую жизнь святой получил от Господа дар чудотворения. По смерти душа его была унесена Херувимом на небо, избежав рук бесовских.
Об иноках первых веков христианства размышляет настоятель храма Прп.Серафима Саровского в пос.Песочный о.Игорь ФИЛИН.
— В житии сказано, что драгоценным наследием опытной мудрости прп.Макария служат пятьдесят слов, семь наставлений и два послания. Нынешние монахи следуют его правилам и наставлениям?
— Мне сложно говорить компетентно на эту тему, так как сам я не монах, но всегда интересовался монашеством как наиболее совершенным образом самоотреченной жизни во имя Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому я часто бывал во многих русских монастырях и на Святой горе Афон и могу сказать, что да, монахи следуют опытной мудрости и наставлениям прп.Макария и прп.Антония Великого. Перенесёмся мысленно в IV век, когда жил преподобный. Вот однажды братия спросили его: «Скажи, отче, как надлежит молиться?» Макарий ответил: «Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздевать свои руки горе и говорить: Господи! Как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: «Господи помилуй!» Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость». В связи с этим помню, как один русский монах в греческом монастыре рассказывал, что обратился к настоятелю монастыря (а на Афоне настоятель всегда является духовным отцом, старцем для всей братии): «У меня не получается исполнить келейное правило с Иисусовой молитвой за положенное время перед утренним богослужением». Игумен: «Как так? Все успевают». Монах: «Меня учили в России читать Иисусову молитву медленно, с глубоким вниманием». «Э…— говорит игумен, — вы на севере всё медленно делаете, но если трудно в уме молиться быстро, тогда читай, как можешь в отведённое время, лишь бы с толком».
В другой раз скитские отцы спросили св.Макария, каким образом он достиг того, что тело его всегда остаётся сухощавым, не только когда он постится, но и когда вкушает пищу. Святой ответствовал: «Как кочерга, которой переворачивают горящие уголья и дрова в печи, всегда опаляется огнём, так у человека, который всегда устремляет ум свой ко Господу и держит в памяти мучения в огне гееннском, этот страх снедает тело и иссушает кости».
Монахам приходится сносить многие тяготы иноческого подвига, в том числе постничество. Мы знаем из жития Прп.Сергия Радонежского, что преподобный нанимался к другим монахам — воды наносить или сработать крылечко — за сухари или какую-никакую снедь. А Прп.Серафим Саровский вкушал пищу один раз в день, по средам же и в пятницу не ел ничего, днём много трудился, ночи проводил в молитве, почти без сна, пять лет пробыл в затворе, храня обет молчания. Такое не каждому под силу в наше время, но если помнить, например, слово Божие: «помни час смертный и вовек не согрешишь» или прп.Силуана Афонского: «Держи ум во аде и не отчаивайся», — то с помощью отца духовного и мы можем, даже в миру, найти спасительную меру поста.
— Макарий хотел обручиться единой нетленной невесте — чистой и непорочной девственной жизни, но родители пожелали, чтобы он женился. Макарий уступил, хотя при его рождении Ангелом было предсказано, что он «ангельским образом будет жить на земле»…
— Исполняя заповедь Христа: «Почитай отца и мать» (Мф.19:19), преподобный подчинился воле родительской, предав себя в руки Господни и уповая, что Господь укажет ему дальнейший путь жизни. Смирение — одна из высших добродетелей монашества. Как можно быть монахом, если не умеешь смиряться? И вся его дальнейшая жизнь полна примеров смирения. Известно, что преподобный, если к нему приходили как к великому святому, даже не разговаривал с таковыми. Если же являлся человек и говорил, например: «Авва, когда ты был погонщиком верблюдов и самовольно продавал селитру, не били ли тебя?», с таким св.Макарий охотно беседовал и отвечал на все вопросы. Недаром сам диавол, не раз приступавший к прп.Макарию с искушениями, признал: «Макарий, я досадую, что не могу одолеть тебя. Я всё то же делаю, что и ты: ты постишься, и я не ем; ты не спишь, и я бодрствую. В одном я только уступаю тебе — в смирении».
— Однажды св.Макарий ушёл во внутреннюю пустыню, где встретил двух нагих людей и решил, что видит безтелесных духов. Но это оказались иноки, ушедшие от мирской жизни. Макарий спросил: «Каким образом могу я сделаться иноком?» Те ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком. Если не можешь быть таким, как мы, — сиди в своей келии и сокрушайся о грехах своих».
— Да. Впоследствии и сам Макарий советовал инокам: «Бегай от людей. Сиди в келии и сокрушайся о грехах своих».
Впрочем, судить не монаху о монашеской жизни очень опасно, потому что мы её не понимаем. Это такое страшное дело — отсечь свою волю. В миру-то мы живём своевольно, пользуясь всеми благами, а в обители ты даёшь обет нестяжания и во всём зависишь от монастыря. Носки нужны или средство зубы почистить — надо просить. И ничего нельзя делать без благословения. Другая проблема — узкий круг общения. В монастыре ещё куда ни шло — народу много, и если с кем-то не сложатся отношения, то найдётся человек, с которым, в утешение, возникнет взаимная симпатия. В скиту же, например, как на космической станции, людей по пальцам пересчитать можно, и хорошо, если впишешься в братство… Кстати, из монастыря нельзя отлучаться без благословения. Если уж совсем невмоготу, могут выпустить погулять в окрестностях. В остальное время — послушание: что скажут, то и делай. Это тяжело. Но без этого нет духовного преуспеяния.
— Однажды преподобный застал в своей келии вора, кравшего его вещи. Он, не выдав, что является хозяином, помог вору грузить свои вещи на осла, рассудив так: «Мы ничего не принесли в этот мир, всё нам даёт Господь, потому и унести ничего не можем».
— Ныне, а впрочем, и ранее тоже не все монахи могли так… Обратимся к русской истории. Как известно из жития Прп.Сергия Радонежского, вначале у него был особожительный (идиометрический) монастырь. Это когда монахи живут в собственной келье или отдельной комнате в здании монастыря, но пропитание и всё необходимое для существования добывают сами. Но вскоре, под влиянием Византийского Патриарха, митрополит Алексий указал Прп.Сергию, что такая жизнь несовершенна и надобно переводить монастырь на древний общежительный устав, введённый Пахомием Великим ещё в первых обителях египетской пустыни. Преподобный увещеванию внял, но поднялось возмущение: не все монахи желали расставаться с имуществом, как положено в общежительном монастыре, где никто ничего не имеет, всё монастырское.
Существует ещё скитский устав, когда монахи живут каждый в своём скиту, но в воскресенье и церковные праздники все приходят в соборный храм. Такая форма хороша, когда монахов немного, а в больших монастырях, где подвизается не один десяток человек, она неприемлема, ибо несовершенна.
— Батюшка, а как понимать слова «будь как мёртвый»?
— Как-то один инок спросил св.Макария: «Что надо делать, чтобы спастись?» Преподобный ответил: «Ступай на кладбище и брани умерших». Инок удивился, но сделал, как было велено, а когда воротился, св.Макарий спросил: «Сказали тебе что-нибудь умершие?» — «Нет». — «Тогда иди снова, но теперь хвали умерших». Инок послушался. Опять спросил его Макарий: «Ответили тебе мёртвые?» — «Нет». — «Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: не гневайся, когда тебя безчестят, не превозносись, когда восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасёшься».
Сему наставлению и нам надлежит следовать.
Преподобный Макарий скончался около 331 года, место его подвигов доселе называется пустыней Макария, и в ней монастырь его имени. Мощи святого находятся в г.Амальфи в Италии.

Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая