Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мир Божий

СЕРЕБРЯНАЯ ВОЛОГДА

Бывает такое: и пейзаж известный, и лицо знакомое, а на фотографии узнать их невозможно; бездарный фотограф способен так исказить натуру, что будешь сидеть над снимком, как над головоломкой, и всё равно ничего не поймёшь. Когда шёл на фотовыставку архиепископа Максимилиана, владыки Вологодского и Великоустюжского, я очень боялся: а вдруг не узнаю Вологду на его фотографиях? Архиерей, он и есть архиерей, ему вовсе не обязательно быть хорошим фотографом…
А Вологодская земля, она удивительная, красота её — тонкая, не аляповатая, её надо уметь увидеть, уметь показать! Она — вся серебряная, там небо светится серебром, там храмы сверкают серебряной белизной, там и воды серебрятся, и даже зелень лесов имеет тот же драгоценный оттенок… Такое на любительских снимках не отщёлкаешь, пусть даже фотоаппарат у вас самый «навороченный»!
Выставка архиепископа Максимилиана, проходившая в мае в концертно-выставочном зале «Смольный собор», называется «Сердце Северной Фиваиды». Да, Вологодчина — великая твердыня русского духа: Кирилло-Белозерский монастырь, Нило-Сорская пустынь, блистательное Ферапонтово с фресками Дионисия, родная усадьба Игнатия Брянчанинова, — и половины не перечислил… Но как на фотоснимках передать этот древний православный дух, которым дышит Вологда? Попросту изображать храмы и монастыри? Нет, мало такого… И автор понимает это: он художник, он видит, он чувствует.
Он чувствует родственную связь древних храмов с полями и лесами, с небом и водой; он знает, что храм, даже заброшенный, — это не просто груда камней, это некий рукотворный организм, со своей душой: не зря же говорят, что у каждого храма есть свой ангел. Благодатью, которую этот ангел излучает, озарены и камни старой церкви, и земля, на которой она стоит, и облака, над ней проплывающие, и полоска леса вдали. Нужно так настроить свою душу, чтобы и она озарилась благодатью, и тогда глаза увидят, а рукиверно направят объектив фотоаппарата, и выйдет не случайный снимок, а картина, на которой земной пейзаж распахнут в небеса.

Владыка Максимилиан любит снимать пейзажи, — портреты можно по пальцам перечесть; но вот что интересно: если его пейзажи глубоки, величественны, одухотворены, то портреты сделаны в совершенно ином ключе — они светятся мягким юмором, доброй улыбкой. В улыбке этой много мудрости: владыка, как всякий духовный человек, хорошо знает о человеческом несовершенстве, о грехах и бедах, о том, как часто лицо человека искажено страданием или страстями, — но улыбка художника покрывает эти людские немощи любовью и сочувствием. От портретов человеческих художник переходит к «портретам» животных, и тут его юмор становится ярче и непринуждённее: вот мокрые, всклокоченные коты на заборе, вот испуганно вопящий птенец, вот любопытный щенок, тянущийся к объективу. Что-то отеческое чувствуется в таком отношении фотографа к «меньшим братьям», — что-то, завещанное нам ещё Адамом, повелителем всей твари земной.
Хотелось бы ещё вернуться к портретам человеческим — точнее, к одному из них: к портрету почившего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II. Очень интересный, необычный портрет: мы привыкли видеть Святейшего на фото мягким, любвеобильным, с открытым, ясным лицом, — а здесь не то… Какой-то строгостью наполнен взор Патриарха, сосредоточенностью, суровостью, — словно всматривается он в грядущие дни и видит в них что-то нерадостное…
…И всё же главный герой снимков архиепископа Максимилиана — Вологда, Вологодчина, Вологодская епархия, земля, отливающаясеребром, её монастыри, мощные,словно крепости, веками сдерживавшие натиск духовзлобы; её немногословная природа, полная благородного достоинства и тихой музыки.
Как хорошо, что выставка проходила в стенах Смольного собора, — пусть и не действующего, но, как всегда,  прекрасного и величественного: пока идёшь к нему, пока шаг за шагом приближаешься к его дверям, душа сама собой настраивается на возвышенный, церковный лад. И когда видишь внутри храма не иконы, но фотографии, — это кажется почти естественным: возможно, эти снимки уготавливают путь для икон, — ведь когда-то должно такое случиться?..

Алексей БАКУЛИН

 

 

предыдущая    следующая