Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В Михайловском манеже с 13 по 17 мая широко гуляла, пела, плясала и по-купечески богато и щедро торговала VI Всероссийская выставка-ярмарка «Пасхальный праздник». Как сказала менеджер выставочного объединения «РЕСТЭК» Елена Кирилловна Максимова, «кризис кризисом, а душа праздника просит. Нужно не унывать, а уметь радоваться жизни и баловать себя и детей маленькими подарочками». А подарков было море, и среди них, что особенно приятно, изделия русских народных промыслов.
«Северный шёлк» всю Русь одевал
Прочитав издали название «Северный шёлк», я удивилась несказанно: откуда на севере шёлк взялся, какие такие чудо-червячки морозостойкие прядут его в наших неприютных широтах? Оказалось, речь о русском льне, на ощупь и впрямь гладком и нежном, как шёлк. Но лён не так прост, как кажется: волокно вырабатывает в своих стеблях только лён-долгунец, а вот лён-кудряш масло даёт. Хозяйка льняного теремка из Костромы Юлия Котова рассказала: «Ко льну на Руси было особое отношение: лён — материя долгоноская, одежда да рушники расшитые из поколения в поколение передавались. Потому к его посеву крестьяне относились с важностью и приметы соблюдали, когда какие культуры высевать: берёза распустилась — сей овёс; зацвели яблони — просо в землю просится; начала куковать кукушка — время лён засевать. До революции особо славился и за границу вывозился лён Пудожского уезда. В этом северном районе лён не успевал дозреть, что и делало волокна нежными, как шёлк. Ещё хитрость: если сеять лён редко — получится грубое волокно, а коли густо — тонкое и шелковистое». Немало о льне пословиц и загадок. «Били меня, колотили, да на престол с царём посадили» — эта загадка поясняет, как обрабатывали лён. А Святое Предание сказывает: «Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости. Матерь Бога нашего Сама спеленала Его, положила в ясли…» А пелены Младенца Иисуса изо льна были.
Русские иконописцы в ЮАР
Митрополит Владимир в своём приветственном слове сказал: «Молодёжь как будущее лицо нашего Отечества находится в центре внимания нашей Православной Церкви, и не случайно нынешняя выставка посвящена Году молодёжи». Вглядимся в «будущее лицо нашего Отечества»: Владимир Шабалин, Дмитрий Селиванов, Алексей Вавилов. В 2005 году ребята закончили СПб Академию художеств, а в июне 2007-го отправились в ЮАР расписывать единственный на африканском континенте пятикупольный православный храм. Белоснежным, с золотыми куполами, в исконно русском стиле построил в 2004 году между городами Йоханнесбургом и Мидрандом храм во имя Прп.Сергия Радонежского питерский архитектор Юрий Кирс. К этому событию был приурочен визит в ЮАР митрополита Кирилла, нынешнего Патриарха, который и освятил храм.
За право расписывать храм боролись московские, курские и прочие живописцы. Победили наши. Дмитрий рассказал: «Мы в своей работе опирались на древнерусскую живопись XII века. Дело в том, что люди почему-то считают, что храмовая русская живопись — это Андрей Рублёв XV века, Дионисий XVI века, иконы XVII века… Но домонгольская церковная живопись XII-XIII веков — это и есть исконно русское, наше. Язык церковной живописи той эпохи отличается лаконичностью, правильностью анатомической прорисовки тел, когда соблюдены пропорции человеческого тела. Работали мы семь месяцев, потому что под живопись было отведено 900 кв.м. Конечно, нам помогали, и не только живописцы, которые взяли на себя написание орнаментов, текстов, закраску фонов, но и местные жители. Мы впервые увидели белых негров — настолько они от большого усердия перепачкались извёсткой… Приходская жизнь там кипит — не только для выходцев из России храм стал местом встреч, местные прихожане усиленно учат русский язык, участвуют в богослужениях. А душа этого православного сообщества — о.Иоанн Лапидус.
Клещ гречихе не товарищ
«Пахнет медком, полыхает розовым цветком» — невдомёк, о чём речь? Да о гречихе, конечно, ведь цветы у гречихи и впрямь будто зорька на молоке. А пришла она к нам из Греции, оттого и название такое — гречиха, т.е. греческое зерно. И прижилась на Руси так, что без каши да блинов гречневых и обед не обед, по сию пору в деревнях приговаривают: «Хлеб ржаной наш батюшка, а гречневая каша — матушка». Западная Европа всегда от гречихи нос воротила — только домашнюю птицу и скотину ею кормила. А на Востоке давно оценили гречиху не только как вкусный продукт — там ещё 300 лет назад стали изготавливать подушки, набитые гречневой шелухой; более 70% японцев спят на гречневых подушках. Можно было купить такие подушки и на выставке, причём с добавлением можжевельника, лаванды и хмеля. А хороши они тем, что во время сна в гречневых подушках и матрасах не накапливается тепло — сжатая шелуха сохраняет маленькие пространства для циркуляции воздуха, что не даёт телу перегреваться. Помогает гречиха в лечении остеохондроза, головных болей, нормализует дыхание и устраняет храп. А ещё гречиха, в отличие от поролона и пера, не вызывает аллергии и в ней не заводятся клещи.
Юмор по-православному
У этого пузатого бочонка всегда толпился народ, всем хотелось отведать прохладного яблочного сидра под названием… «Сидорова коза». Кем потом себя ощущали дегустаторы, сказать трудно. И это было бы смешно, если бы не одно но… Организаторы выставки предупредили участников, что дегустация хмельных напитков запрещается. В ответ, как и каждый год, в нескольких местах вовсю шла дегустация кагора, медовухи, сидра…
Мастер берестяных картин
«Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет». Это о берёзе — русской красавице, дающей деготь, банный веник, лучину, бересту. А из бересты, как выяснилось, можно не только лукошки да туеса мастерить, на ней можно картины писать. Рассказывает липецкий историк и художник Сергей Сурин: «Я объехал весь Русский Север, Сибирь и Урал, изучая культуру и быт малых народов. Немало повидал брошенных, разрушающихся храмов и монастырей, и сердце щемило, глядя на эту гибнущую красоту. Вот и решил запечатлеть всё виденное, чтобы хоть как-то сохранить для потомков. Бересту выбрал, потому что материал — светлый, чистый, от неё Русью пахнет. Заготовки делаю во Владимирской области: там мало производств и печи топят по старинке — дровами берёзовыми, вот береста и остаётся. Рисую темперной краской, какой иконы пишутся. Но береста — большая капризуля, обладает водоотталкивающим свойством, потому краску приходится наносить в несколько слоёв и ждать, пока каждый слой просохнет. Да на сушку самой бересты уходит от восьми месяцев до двух лет. Зато и сюжеты береста подсказывает. Возьму, бывало, кусочек, поверчу в руках, и в памяти всплывает некогда виденное: вот этот нарост на холм похож, на коем церквушка стояла, а этот — на сугроб или озерцо в Карелии. Береста диктует также время суток и года на картине — день это будет или ночь, лето или зима. А короткие тёмные полоски на бересте хорошо передают наше северное небо. Кстати, наросты лишайников на картинах — живые, если на них влага попадёт, начнут зеленеть. Мои картины любят дарить людям, из-за болезни запертым в четырёх стенах, — к ним будто кусочек природы приходит. А кому-то родные места напоминает. Одна женщина, покупая картину с часовенкой, расплакалась. Сорок лет назад ей довелось с год жить именно в этой часовне, тогда полуразрушенной, там и дочь родила… Часто священники просят написать икону на бересте, но я чувствую, что до икон ещё не дорос».
Нынешняя выставка приняла 300 участников из шести стран, среди них 70 монастырей из России, Украины, Белоруссии, Греции, Молдовы, Святой Земли. Работали мастер-классы по плетению из бересты, мезенской росписи, росписи по ткани, ткачеству. Проводились круглые столы и конференции. А для тех, у кого назрели важные житейские и духовные вопросы, епархия организовала ежедневные встречи у стенда «Задайте вопрос священнику».
Побывала Ирина РУБЦОВА