Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

9 августа — память великомученика и целителя Пантелеимона

БОГУ МОЛИСЬ, НО И САМ БОРИСЬ

Часто врачи не объясняют, как и чем собираются лечить, отмахиваются: «Ваше дело — пить таблетки, ходить на процедуры». Поэтому я не хожу по врачам, а просто соборуюсь каждый год, и Господь даёт мне ещё год жизни. Я прошу Его: «Господи, да будет воля Твоя: оставишь жить — хорошо, нет — значит, так лучше для меня». Правильно ли это или проявление гордыни и не лучше ли слепо довериться врачам? На этот и другие вопросы отвечает доцент кафедры пропедевтики СПб государственного медуниверситета им.академика И.Павлова кандидат мед.наук член Общества православных врачей СПб Татьяна Васильевна ВИНОГРАДОВА.

 — Больному надо обязательно объяснять, что происходит в его организме, делать его своим союзником, тогда и процесс выздоровления пойдёт быстрее.

 А лечиться надо обязательно, чтобы жить и иметь силы работать во славу Божию. Врачи и лекарства ведь Господом посылаются. Сидеть же и думать: «Вот мне ещё год дали, а может быть, и не дали» — неправильно. Вы как курица — голову под лопух, чтобы её не мочило дождиком, а остальное хоть пропадай. Хочу также предостеречь выздоравливающих: многие, выписавшись из больницы, думают, что теперь им уже ничего не страшно. Но здоровье надо поддерживать, сдавать анализы, принимать лекарства. А те, кто отмахиваются: «Зачем? меня ведь сейчас ничего не безпокоит», снова оказываются в больнице… в лучшем случае.

 — Хорошо. А просто упование на Бога недейственно?

 — Уповать на Бога нужно, но Бог помогает нам в болезни через докторов, врач — инструмент в руках Божиих. Поэтому отстраняться от врачебной помощи — гордыня. Это как в известном анекдоте. Тонет человек и просит Бога о помощи. Вдруг видит, лодка плывёт, люди в ней машут руками, зовут. — «Нет, — кричит утопающий, — мне Господь поможет». Вскоре мимо проплыл плот. Плотогоны хотели спасти бедолагу, но он, захлёбываясь, отказался: «Мне Господь поможет». Уже коченея, почувствовал утопающий, как под руку ему бревно поднырнуло. Но он оттолкнул его, прошептав: «Мне Господь поможет». С тем и утонул. На том свете предстаёт пред Господом, говорит: «Я так уповал на Тебя, Господи, а Ты мне не помог». На что Господь ответил: «Я тебе трижды посылал спасение — лодку, плот и бревно…»

 Поэтому когда верующий человек идёт на операцию, он молится: «Господи, руководи руками этого хирурга». И записки подавать следует за пациента и за хирурга, который будет оперировать.

 — А если доктор — мусульманин?

 — Если это настоящий врач — он с Богом живёт, пусть и по-другому исповедует свою веру. Если у него золотые руки и милосердное сердце — этому доктору надо довериться. У нас в институте есть такой хирург. Он мусульманин, но вот что удивительно: когда он идёт на операцию, то по-православному крестится, и делает уникальные операции, не отказывая в помощи безплатным больным. Его интересует одно — заболевание. Он врач от Бога.

 — Зачем в таком случае нужно Общество православных врачей? В самом деле, либо ты врач от Бога, либо нет. Ведь нет же общества православных продавцов, кондитеров или сапожников.

 — Член Общества православных врачей — это профессионал высокого класса, исповедующий веру Христову. Он помогает больному и телесно, и духовно и не допустит лечения, пагубно влияющего на душу. Ведь Церковь накладывает запреты, например, на пересадку мозга, аборты, гипноз, экстрасенсорику, кодирование…

 Во-вторых, наша сила в единстве. Если появляется пациент, с которым я не могу справиться, я обращаюсь за помощью к коллегам — специалистам по профилю, а также к психиатрам и батюшкам. Ведь больной больному рознь. Бывают и одержимые, и наркоманы, и больные СПИДом… Вот недавно к нам обратились ВИЧ-инфицированные: с ними во многих храмах отказались работать, побоялись даже причащать. А куда им идти? Им страшно, они молодые, они понимают, что умрут. Как им помочь? как вести себя с такими больными? Мы соборно вырабатываем правильное лечение.

 — А не получится, что у семи нянек…

 — Нет, поскольку каждый врач — специалист в своей области. Кроме того, с февраля 2000 года у нас работает Душепопечительский центр, возглавляемый доктором медицинских и богословских наук о.Сергием Филимоновым, куда мы направляем пациента на обследование. Центр размещается в здании Центральной клинической больницы РАН, а приём ведут священники и православные дипломированные специалисты психолого-психиатрической секции ОПВ СПб. Лечение завершается тем, что пациент начинает вести церковный образ жизни. Он исповедуется за всю прожитую жизнь, причащается Святых Христовых Таин, соборуется, получает духовное водительство.  

 В-третьих, Общество ведёт просветительскую работу: проводит семинары и беседы, на которых обсуждаются животрепещущие темы по современной медицине, выпускает специальную литературу.

 — Если трудно наладить с пациентом контакт, что важнее — пригласить к нему психолога или священника? Оба «заведуют» душой.

 — До революции был закон: врач спрашивал пациента, когда тот последний раз причащался. Если это было давно, то больному советовали: «Сходите исповедуйтесь, причаститесь, а потом приходите». Мы так же делаем. И что удивительно: частенько пациенты больше уже не возвращаются.

 — Что? Умерли, не дождавшись лечения?

 — Нет, просто душа, повреждённая грехами, которые и приводят к болезненным изменениям в организме, например, к гипертонической болезни… очищается во время исповеди и причастия, и давление возвращается к норме.

 — Это в том случае, если человек дошёл до церкви. А если обиделся и махнул на всё рукой?

 — Речь идёт о православных больных, которые сами должны потрудиться ради своего спасения, а не уповать только на врачей и молитвы батюшек. Старец Паисий Афонский вот что рассказывал по этому поводу: «Как-то ко мне пришёл скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он принял мой совет и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребёнка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. Болезнь ребёнка возобновилась. Отец опять приехал ко мне. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и предупредил, что недостаточно молитвы другого человека. Бог желает, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

 А неверующих людей безполезно отправлять в храм, их можно только потихонечку, ненавязчиво приближать к Богу. Иначе обижаются, уходят, и злословят, и злятся. А это только вредит.

 Что касается психологов… среди них много сатанистов. Разработана уйма методик, которые глубоко внедряются в психику, в сознание человека, и он просто становится добычей, из которой выкачивают деньги. На мой взгляд, все психологи должны быть православными, тогда они не нанесут ущерба душе человеческой.

 — Итак, самолечение недопустимо, отвергать помощь врача — гордыня. А если бабулька совершенно искренне говорит: «Зачем я буду глотать таблетки, травиться химией? Я травки заварю, попью святой водички, Николе Угоднику помолюсь — и всё пройдёт»?

 — Конечно, народная медицина и домашние методы лечения имеют право на существование. Но всё должно быть в пределах разумного. Вот если ушибся, то потёр больное место или бодягу приложил — и хватит. А если что-то серьёзное — надо обследоваться.

 — К нам приходят письма, в которых люди пишут, что исцелились, помолившись свт.Николаю Чудотворцу и помазавшись ваткой с миром от мощей святого. Значит, можно обойтись без врача, как говорится: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29)?

 — Есть у русского народа пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Конечно, если у человека вера истинная и его просьба об исцелении — крик души, он будет услышан Господом. Никто таких чудес не отрицает. И, наоборот, случается, что оказываются безполезны самые передовые методы лечения. Значит, такова воля Господня относительно этого человека. Православный врач понимает это, хотя и борется за жизнь пациента до последнего…

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая