Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПОРА В ПУТЬ-ДОРОГУ!..

Не так давно нашу епархию посетил гость из Москвы — епископ Егорьевский, викарий Московской епархии Марк, заместитель председателя ОВЦС. Владыка Марк  очень интересный собеседник, и говорить с ним можно на самые разные темы, но наша беседа была о паломничестве, о том, какую роль оно играет в жизни православного человека, как его следует совершать и как извлечь из путешествия к святым местам возможно большую пользу для души.

— Так получилось, — начал разговор владыка, — что Господь судил мне семь лет жить в Иерусалиме и заниматься возрождением паломничества на Святую Землю. В советское время о таких поездках говорить не приходилось, а после распада Союза всё было погружено в хаос — в том числе и паломническая деятельность. По-настоящему русские православные люди получили возможность посетить Святую Землю только после 1993 года. Интересные были годы: такое воодушевление — всё делалось впервые, всё было незнакомым. Мы сами разрабатывали маршруты, программы поездок… Приходилось приучать православных братьев наших, греков, к тому факту, что русские большой массой двинулись к великим Палестинским святыням. Каждую вновь прибывшую группу приводили в Иерусалимскую патриархию на благословение к Патриарху Диодору, и Блаженнейший старался всех принимать. И вот что важно: к нам приезжали не туристы, а молитвенники. Люди жаждали прикосновения к святыне, жаждали молитвы; программы у нас были очень непростыми — паломники молились у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме, восходили на Синай и там тоже участвовали в литургии… Греки, глядя на это, приходили в изумление: «Вы же их уморите!» — говорили они нам, но наши православные отвечали: «Мы сюда приехали не спать, а молиться!» Конечно, приезжали группы и по линии других организаций, но это по большей части был православный туризм. Сопровождал их либо человек неверующий, либо иудей — нетрудно представить, какой получалась поездка. Подводят людей, допустим, к монастырю и говорят: «Это известный, старинный монастырь, но мы сюда не пойдём, потому что у нас очень мало времени!» И затем всех отвозят в какой-нибудь арабский магазин и оставляют там на целый час, потому что гид получил за это бакшиш от владельца лавки…

— Владыка, но не кажется ли вам, что к подлинному паломничеству готов далеко не каждый из нас? Для кого-то первым шагом к святыне может быть именно туристическая поездка, и в этом смысле пользу туризма нельзя отрицать…

— Безусловно, чрезмерное усердие для человека неподготовленного — беда. И вы правы: нередко человек, приехавший на Святую Землю туристом, уезжал уже паломником… Но ведь благодать так хрупка! Сколько такта нужно проявить в общении с малоцерковным человеком, сколько внимания!.. Как важно создать молитвенную, благоговейную атмосферу! Но как раз подходящей атмосферы православный туризм и не даёт! Такие поездки сильно напоминают путешествие в некий «православный Диснейленд»: посмотрите на красивый храм, оцените красивый вид, послушайте красивый миф, интересную легенду, забавный исторический анекдот… Это самое страшное!

— А если говорить о вашем личном духовном опыте… У вас на Святой Земле есть какой-то «свой» уголок, место, которое вам особенно дорого?

— Конечно. Я ведь семь лет жил в Иерусалиме и поэтому часто посещал Гроб Господень. Бывал я и во многих других странах… Но после Святой Земли мне больше всего нравится бывать на Афоне. Почему? Конечно, везде есть святыни, и мощи, и чудотворные иконы, но Афон поражает даже не своими святынями… Афон хочется посещать ещё и потому, что там очень много духовно преображённых людей. Как мы устаём от того, что видим вокруг себя людей злых, настороженных, недовольных жизнью, собой, окружающим; взирание на этих людей не прибавляет ни радости, ни чистоты. И смотря на них, мы и сами невольно заражаемся тем же духом. А вот на Афоне (хотя, конечно, люди везде грешны, и Святая Гора не исключение), — на Афоне много людей, которые от всей души стараются спастись. Там, когда видишь лицо встречного человека, духовно ободряешься. Есть такие слова у Псалмопевца: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». (Пс. 17:15) Это можно отнести и к общению с человеком одухотворённым. В «Добротолюбии» говорится: если твой брат болен, приди к нему и просто посиди рядом с ним — присутствие здорового человека тоже помогает больному, даёт ему какие-то силы. А афонские монахи — это здоровые душою люди среди больного мира. Вот интересно: на Афоне паломнику остаётся мало времени для сна — по четыре, по пять часов спишь… Но уезжаешь с Афона обновлённым и исполненным сил — и духовных, и телесных. Я как-то три ночи подряд молился там и днём работал, а вернулся духовно окрылённым и телесно отдохнувшим.

— Хотелось бы получить практический совет для паломников в Западной Европе. Можно ли им, пришедшим в католический или протестантский храм, где хранится какая-либо древняя святыня, оставаться на мессу? Можно ли причащаться вместе с католиками? Можно ли брать благословение у пастора?

— У нас нет евхаристического единства с католиками, поэтому не нужно причащаться вместе с ними: это будет неправильно. То же касается и участия в мессе: не надо этого делать… Если есть рядом православный храм, то лучше помолиться там. И благословение не стоит брать у пастора, да у католиков и нет такой традиции. Ну а приложиться к святыне, если таковая там есть, — это, разумеется, нужно… Но только в том случае, если вы уверены, что речь идёт о православной святыне, а не о католической.

— Наверное, к паломничеству нужно правильно подготовиться, чтобы оно не прошло даром для души… Как это сделать?

— Человек прежде всего должен духовно собраться, помолиться, взять благословение, исповедаться, причаститься и отправляться в паломничество с миром в душе. Это духовная сторона вопроса, но есть и культурно-историческая, которая тоже важна. Надо осознать, куда ты едешь и что с этими местами связано, почитать какую-то историческую, научную литературу, жития святых. Это же, помимо всего прочего, очень интересно: сравнить своё представление о святыне, полученное из книг, с тем, что будет на самом деле!.. И нужно понимать, что вам предстоит не весёлое путешествие, а серьёзная духовная работа.

— Приходилось вот с чем сталкиваться: люди относятся к паломничеству, как к особому таинству, без которого нет Православия. Отсюда возникает и такое мнение: «Я чаще тебя был в паломничествах, значит, я святее тебя!»

— Да, существует такое заблуждение. Это попросту невежество, я бы сказал — неправославный подход. Это, знаете ли, у мусульман: совершил человек хадж — паломничество в Мекку и Медину и удостоился за это титула «хаджи», то есть и в самом деле стал считаться святее других. Эти мусульманские представления проникали иногда и в православную среду. У греков человек, который определённое количество раз посетил Святую Землю, тоже назывался «хаджи». Но это не имеет отношения к Православию и православной духовности. Мы говорим, что не место спасает человека. Можно посетить святые места с холодным сердцем, можно жить на святых местах и погибать, а можно никогда не совершить паломничества и быть праведным и даже святым человеком.

— И ещё вопрос… До революции, когда существовало Императорское Православное Палестинское общество, в Иерусалим мог съездить любой крестьянин. А сейчас это очень многим не по карману. Среди православных идёт расслоение: этот может поехать, а этот не может, — и пропасть между этими группами всё растёт…

— Да. В прежние времена, благодаря мощной поддержке Императорского Православного Палестинского общества, билет до Иерусалима стоил очень недорого. Русский паломник в течение трёх первых дней жил на Святой Земле безплатно… Имелась русская больница — не безплатная, но очень дешёвая. Смотришь старые фотографии и видишь, что Святую Землю могла посещать самая простая, лапотная Россия… Сейчас ситуация изменилась: туристические агентства берут с паломников очень большие деньги. У нас, в Русской Духовной миссии отдела церковных связей, цена самая низкая: мы не стараемся на этом зарабатывать, но просто покрываем затраты. Прикосновение к святыне способно надолго одухотворить человека и предохранить его от многих ошибок, которые он может совершить в жизни.

Вопросы задавал Борис КОРОТКОВСКИЙ

предыдущая    следующая