Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Былинки Александра Ракова

БОЛЬ ВСЮДУ И ВСЕГДА С ЛЮДЬМИ

Здравствуйте, Александр Григорьевич! Это Ольга. Обращаюсь к вам с просьбой: если не трудно, не могли бы Вы разрешить одно мое недоумение? Допустима ли эвтаназия? В своей семье я столкнулась с утверждением, что это не только допустимо, но и необходимо, если человек безнадёжно болен и ужасно страдает. Именно в этом проявляется милосердие Божие: избавить человека от мучений. А отнимать надежду на избавление от мучений (через добровольный уход из жизни) жестоко и немилосердно.

Более того, если человеку дать подобную надежду, он будет знать, что в любой момент может принять таблетку или сделать укол, и тогда боли не будет. А если он знает, что боли не будет, он не впадёт в уныние, и таким образом, если выздоровеет, может скорее прийти в Церковь. И хорошо, если рядом окажется хороший, верующий человек, священник, который всё разъяснит о милосердии Божием и прочее о Православии, не отнимая у человека надежду на избавление от страданий, в случае которых безнадёжно больной сам выберет смерть, и Бог, Который безконечно милосерден, его не осудит.

А если человек знает, что ему предстоят страдания и он не может умереть, чтобы их прекратить, он впадёт в уныние, и это не приведёт его к Церкви, а наоборот, может оттолкнуть.

Может быть, я чего-то не понимаю, снова не могу объяснить, но, по-моему, здесь что-то не так… Если я вас затрудняю своим вопросом, простите меня, пожалуйста, тогда не отвечайте.

БОЛЬ

Когда раздроблена нога,

То, локти ободрав, из бою

Он уползает от врага,

Влача обрубок за собою.

 …Боль всюду и всегда с людьми.

 Но всё же ты иди по свету,

 Лишь зубы поплотней сожми,

 Когда уже терпенья нету!

Пред жизнью только трус дрожит –

Не надобно бояться боли.

Трагическая тень лежит

Под каждою травинкой в поле.

Евгений Виноградов

Ольга! Эвтаназия — страшнейший грех, ибо это хула на Духа Святаго, неверие в Промысл Божий. Об этом написано множество статей, и повторяться я не буду. Только через страдания и болезни человек может окончательно избавиться от страстей и грехов. Но, положа руку на сердце, можете вы сказать, что ни разу в жизни не думали – так, как бы вскользь – о добровольном уходе? Меня эта мысль посещала часто, особенно тогда, когда пил. Бес ищет любую возможность, чтобы подтолкнуть человека к непоправимому шагу. Надо жить! Вот они, роковые слова! Вот она, роковая задача! Кто над ней не трудился, тоскуя и плача, чья над ней не ломилась от дум голова? Семен Надсон.

Послушаем, что говорит по этому поводу митрополит Антоний Сурожский: «Христианское отношение к самоубийству основывается на чувстве, что покончить с собой означает отрицать возможность иного будущего, отвергать надежду. И я не говорю о какой-то далёкой надежде, а о конкретной надежде в настоящем. Самоубийсво означает также отвержение глубокой веры, то есть полного доверия к Богу. С одной стороны, мы бросаем Ему в лицо, что наши страдания, обстоятельства нашей жизни, толкающие нас на самоубийство, — акт безумия с Его стороны и что это безумие мы берёмся исправить собственными силами. С другой стороны, мы утверждаем, что нет надежды, нет будущего, что от Бога ждать нечего. Мне кажется, что духовная проблема самоубийства в этом. В ситуации отчаяния, толкающей нас покончить с собой, смерть представляется нам самым желанным и простым решением. Но это близорукость… Если мы осознаем, что Тот, к Кому мы прислушиваемся, — Живой Бог, то постепенно через это послушание мы начинаем прозревать замысел Божий, Его мудрость, Его пути, и тогда примем их уже менее тяжёлым сердцем, затем даже с возрастающей радостью – и, наконец, войдём в полноту жизни».

Избавиться от страданий никому из смертных еще не удавалось. Во всём Ветхом Завете описан лишь один самоубийца, царь Саул, войско которого было разбито филистимлянами. Тогда в отчаянии он приказал оруженосцу пронзить его мечом, но тот отказался. Саул выхватил у него из рук оружие и сам себя смертельно ранил. В первой книге Паралипоменон оценка его поступка такова: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом» (предрекшей его смерть от врага. – А.Р.) (1 Пар.10,13). И в Новом Завете есть показательный пример: когда апостол Павел с Силою были заключены в македонскую темницу, а в полночь двери её от землетрясения сами собой отворились, то «страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь» (Деян.16,27–28).

Дело в том, что самоубийцы думают, что, покончив с собой (и нарушив Божью волю о них), они решат все свои проблемы. А правда заключается в том, что все проблемы переходят с душой человека в загробный мир. И если на земле он мог бы их разрешить (а так часто бывает), то там он сделать уже ничего не может. «В чём застану, в том и сужу», — говорит Господь. Поэтому самоубийц не отпевают (если они были в своем уме) и раньше хоронили за оградой кладбища. Церковь за них не молится, кроме одного дня в году, кажется, в Пятидесятницу. «Только один из грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Даже не сомневайтесь: самоубийство — страшнейший грех перед Богом, искупить его практически невозможно. Нужно жить и терпеть всё, что посылает Господь для спасения нашей души, хотя временами это кажется невыносимо. Было много случаев, когда Господь исцелял неизлечимо больных. Вспомните Его друга Лазаря Четверодневного. И сейчас такие случаи происходят часто.

САМОУБИЙЦА

Весь город был как на ладони. С пятнадцатого этажа он виден был, как на иконе видна сквозь трещину душа.  Но так ли думала жилица, руками плечи обхватив, когда со страхом наклониться смотрела в городской обрыв? Что в голове её вертелось? Что было живо, что мертво? Поскольку многого хотелось, ей не хотелось ничего. Вот и сегодня для порядка надела шляпу и пальто… Но это домысел, догадка, — ни я не знаю, и никто, зачем окно высотной башни вдруг выплеснуло всё до дна, судьбу из ёмкости домашней туда, где город и весна.

Инна Лиснянская

И в заключение – письмо из Пензы участника интернет-форума Ап. Андрея Первозванного Валентина Александровича Лапина, учителя, психолога и психотерапевта.

Дорогие братья и сестры! Я пишу вам с одной целью – попрощаться с вами. Метастазы замучили меня, наркотики не употребляю, молюсь и плачу у себя в комнате. Всё, что я писал в своих «Размышлениях» и «Притчах», – это из другого времени. Есть Действительность, за которую я благодарен Господу, – те муки, что я переношу сейчас. По моим наблюдениям, около 80% жён не живут с больными раком, и я два года один, только Господь не оставил меня, Которому я могу высказать всё и помолиться Ему. Мой сын изменил мне, моей вере, и вот он – в тюрьме. Я, сын Божий, не смог воспитать его, и, может быть, за это, как в Книге Судей у пророка Илии двое сыновей оскорбили его своим поведением. Ведь рядом был Божий отрок – Самуил.

Скольких людей я направил на путь Божий, а своих не сумел – и они стали моими врагами. Я пишу это на форум не для того, чтобы многие с издёвкой посмеялись надо мной – я уже близок к Господу и у меня другие заботы. Я пишу вам правду для того, чтобы вы все за красивыми словами о любви о Господе помнили одно: у Него своя правда насчёт каждого из нас. Узнать бы эту правду сразу и без слёз! Я молю Господа о скорой встрече с Ним и радуюсь ей. Даже если она будет для меня очень тяжёлой. Помолитесь обо мне. И еще прошу: эта тема не для меня, а для вас. Я своё уже пережил. Не пишите мне, а пишите друг другу.

Простите меня, братья и сестры.

Ваш любящий о Господе Валентин Лапин.

Помолчи, или оплакивай, или свой осмысли век. На звонок в палате раковой нажимает человек. А потом, собравшись с силою, шепчет в ватной тишине: «Помоги, сестрица милая, встретить солнышко в окне». Но не смотрится, не стонется. Отступаются слова. И к стене с подушки клонится неживая голова. Вот и всё. Судьба кончается. Заметает время след. За окном фонарь качается, и в палате гаснет свет.

Михаил Дудин, СПб

предыдущая    следующая