Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Врачебница

«ТАК АНГЕЛЫ ПОЮТ НА НЕБЕСИ»

думали прихожане, пришедшие в Воскресенский храм у Варшавского вокзала в Международный день слепых, когда после молебна детский хор из школы-интерната для слепых №53 исполнил Рождественские песнопения. Их голоса звучали так хрустально чисто и трепетно, что в храме никто не остался равнодушен — у всех глаза блестели от слёз. Было прохладно, и детям предложили остаться в пальто, но они дружно отказались, сказав, что потерпят, ведь они так готовились к этому дню и были так празднично одеты! Потом детям показали резные деревянные иконы. В храме сейчас 15 таких икон — Пресвятой Троицы, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Владимирская», блж.Ксении Петербуржской, св.блгв.кн.Александра Невского, Иоанна Предтечи, св.прав.Иоанна Кронштадтского, св.Георгия Победоносца, св.кн. Владимира… Иконы эти, освящённые на Святой Горе Афон и у Гроба Господня, подарила храму мастерская «Наследие». Встречал воспитанников интерната и служил молебен о. Феодор КУЗНЕЦОВ, и мы попросили батюшку рассказать подробнее об этом событии.

Фото диакона Михаила МалюшинаТакие рельефные деревянные иконы, по преданию, впервые стал вырезать прп.Сергий Радонежский специально для незрячих людей. Наши иконы помещаются на ладони, поэтому их легко охватить целиком, «увидеть» кончиками пальцев слепому человеку. Большие иконы трудны для восприятия, поскольку по отдельным фрагментам тяжело сложить полный и правдивый образ.

— Батюшка, вот я ощупываю такую икону, пусть и небольшую по размерам, но не могу понять, кто на ней изображён. Конечно, если на ней вырезаны три фигуры, можно предположить, что это Пресвятая Троица или икона Трёх Святителей. Но если фигура одна, как узнать, кто на ней — свт.Николай Чудотворец, прп.Серафим Саровский или другой подвижник благочестия?

— У каждой иконы есть свои особенности — расположение фигуры, орнамент. Но, конечно, вложив детям в руки икону, нужно изначально подсказать: «Это образ святого Александра Невского, а это — прп.Сергия Радонежского…» Несколько раз «увидев» иконы, слепые уже никогда их не перепутают. И надо было видеть лица этих мальчиков и девочек, когда они пальчиками осторожно водили по ликам святых, узнавая их, как благоговейно к ним прикладывались.

— Такие иконы есть пока только в вашем храме. У ребятишек же нет иконок даже их Небесных покровителей.

— В нашем храме можно купить эти иконы. Но если приходит человек, который не может заплатить полную стоимость, настоятель о.Сергий благословляет делать скидку или даже дарить. Но я заметил, что слепых это обижает. Они хотят именно купить икону, пусть за символическую цену, поскольку это — их жертва Богу.

А знаете ли, что со времён прп.Сергия Радонежского в православных храмах под иконой, писанной красками, висело её повторение, вырезанное из дерева? Это было проявлением заботы о незрячих верующих. И это была чисто русская традиция, которая за время советской власти была утеряна, как и многое другое.

В нашем храме деревянные иконы не висят под писаными иконами, а расположены на специальном аналое под крышкой из оргстекла, которую можно приподнять и взять нужную икону в руки. Кстати, перед этими иконами молятся и благоговейно к ним прикладываются не только слепые, но и обычные прихожане.

— После молебна было чаепитие. Наверное, мальчишки и девчонки делились впечатлениями. О чём они говорили, что спрашивали?

— Мне понравилось, как ребята вели себя за столом — непринуждённо, будто находятся среди родных и близких людей, но с достоинством. О чём говорили? Да обо всём. Это маленькие человечки, которым интересно всё! Они расспрашивали об устроении храма, как, где и почему всё расположено. Очень им понравилась акустика храма. Одна девочка сказала: «Мы уже закончили петь, а звук голосов к нам возвращался, будто сам храм нам подпевал». И ведь верно как подметила! — в храме нет ни одной поддерживающей свод колонны, и потому звук летит свободно, не натыкаясь на препятствия. Тем более, что стоял хор в центре храма, где наиболее полноценное звучание получается.

— Когда о.Сергий говорил мне о предстоящем посещении слепыми ребятами храма, он сказал горькие слова о том, что когда в церквах появляются слепые — нет к ним со стороны простых прихожан доброго отношения. Вместо того, чтобы подвести незрячего человека к нужной ему иконе или подсказать что-то, их, как заметил батюшка, ещё и пихали. А как отнеслись прихожане к слепым детям, когда они только переступили порог храма?

— Я встретил детей у входа и проводил в нужное место, чтобы они не потерялись в огромном пространстве храма и почувствовали, что их здесь ждали и очень им рады. После богослужения я поздравил детей с праздником, пожелал им помощи и заступничества всех святых, перед которыми мы молились. Пожелал, чтобы они всё время чувствовали присутствие Божие, ибо Он всегда рядом, помогает и поддерживает. А когда я смотрел, как они осторожно, с улыбкой ощупывали пальчиками нательные крестики, которые мы им подарили, я чуть не расплакался. Не от жалости — от умиления. Чувствовалось, что дети глубоко и искренне переживают всё, происходящее с ними в храме. И я согласен с о.Сергием, который сказал: «Если будет установлен день, когда храм посещают слепые, мы выделим дежурного священника, который будет их встречать, исповедовать, причащать и провожать». А то, что обижают порой слепых, — это беда не столько церковная, сколько всего нашего духовно обнищавшего общества. Мы должны помнить слова Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7.12). В нашем храме в этом направлении сделан первый шаг.

 — Вот я и хотела спросить, не получится ли так, что эта встреча станет разовой акцией, а следующая встреча случится через год, в очередной Международный день слепых?

— Мы постараемся сделать всё, чтобы наша дружба укрепилась, и дети регулярно посещали храм. Кстати, ребятишек привёз в храм лично директор интерната, значит, это был обдуманный шаг. А учитель музыки Светлана Степановна даже разучила с ними церковные песнопения. Но главное — ходить в храм и изучать слово Божие хотят сами дети. Без их желания все наши предложения и начинания были бы безсмысленны.

— Таким образом, батюшка, кроме того, что вы — священник Воскресенского храма и настоятель храма Покрова при Юсуповском дворце, вы несёте груз социального служения. Тяжело?

— Я сам выбрал этот жизненный путь. Если о.Сергий благословит, буду по мере сил и с помощью Божией работать со слепыми детьми. Если человек трудится — Господь даёт ему силы. Вспомните о.Философа Орнатского — сколько у него было назначений и какую он нёс общественную нагрузку! Он был настоятелем храма прп.Андрея Критского, директором школы, которую создал при храме, депутатом Госдумы, редактором нескольких журналов, председателем Общества религиозно-нравственного просвещения… И мне нравится его ответ на вопрос: как он всё успевает: «На всё воля Божия, а сила Божия в немощи совершается».

 — А не планируете ли вы вести в интернате для слепых уроки или факультативные занятия «Основы православной культуры»?

 — Пока об этом речи не было. Но если руководство интерната не будет против, это было бы замечательно. Особых трудностей не возникнет, поскольку есть и Библия, и Евангелие, набранные по системе Брайля. Можно учиться и молиться, было бы желание.

 Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая