Ересь

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ В ВОЛНАХ ЭФИРА

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Недавно узнал о том, что радио «Град Петров» теперь можно слушать и в диапазоне FM. Вот только в моём районе настроиться на эту волну по-прежнему сложно, и там, где должен бы звучать «Град Петров», почему-то появляется радио «Мария»… Но в целом новость прекрасная. Дело в том, что, слушая другие, неправославные станции, легко заметить: эфир — место жестокой конкуренции идей. Несмотря на декларируемые вроде бы мир и согласие.

Вот, к примеру, передача «Энциклопедия заблуждений» на радио «Мария». Интереснейшая программа о древних ересях, знание которых необходимо каждому христианину… да, надо сказать, что в программах этого радио регулярно повторяется мысль: «Мы не католическая радиостанция, мы работаем для всех христиан…» Так вот, идёт очень интересный рассказ; и вдруг, говоря о разнице между понятиями «раскол» и «ересь», ведущий Йозеф Дремлюг приводит такой пример: вот, дескать, «филаретовцы» на Украине — это раскольники, но надо понимать, что это такая же православная церковь. Насколько я знаю, к сторонникам кардинала Лефевра у Ватикана отношение пока что совершенно другое… Или — в той же программе: «Некоторые недостаточно знающие люди (из православных) называют католиков и протестантов «инославными»; так вот, это совершенно неправильно. «Инославный» и «еретик» — одно и то же, а мы, католики, еретиками себя совершенно не считаем. Так что называть нас инославными не только неправильно, но и совершенно невежливо…» Может, я ошибаюсь, но если христианин не инославный, значит он… православный? Вот такой странный, какой-то насильственный, экуменизм. Ещё пример: сравнение двух выдающихся святых Западной и Восточной Церквей, Серафима Саровского и Франциска Ассизского. Перед тем, как доказать почти полную схожесть духовных путей этих подвижников, ведущий коротко упоминает о том, что в XIX веке несведующими людьми распространялись некие «брошюрки», критикующие путь католической аскетики. Причина этого, конечно же, в невежестве и злобе, а опирались эти невежды на… мнение «некоего епископа Игнатия Брянчанинова». Не «святителя Игнатия», а так, — какого-то маловажного деятеля. Что касается дальнейших аргументов — они могут убедить лишь человека, не знакомого со святоотеческим учением.

Протестантские радиостанции, такие как «Теос» или христианская программа «Трансмирового радио», — отдельная тема. Собственно, определения «протестантский» там не услышишь. Если в передачах «Марии» хотя бы упоминается, что та или иная точка зрения принадлежит католической церкви, то здесь действует железное правило: «Мы просто христиане, наша точка зрения чисто библейская». Это утверждение — «мы просто христиане» — повторяется регулярно, и такое внушение, к сожалению, имеет некоторый эффект: множество раз слышал, как в студию звонят православные слушатели (а чаще — слушательницы). Какую молитву читать, к какой иконе обращаться, ходить или не ходить в ту или иную «церковь» — вопросы самые разные. Ответы, естественно, вполне протестантские: молиться лучше «своими словами», на икону можно вообще не глядеть, ведь главное «принять Христа как личного спасителя», и так далее. Очень характерной в этом смысле была дискуссия, посвящённая предмету «Основы православной культуры». Несколько баптистов в полном согласии с ведущим увлечённо рассуждали: мол, страна у нас многонациональная, многоконфессиональная, а следовательно — православные слишком много на себя берут. И вообще, нельзя же насильственно учить детей «Закону Божиему»… Не удержавшись, я позвонил в студию: братья, давайте будем честными! То, что данный предмет является факультативным, а не обязательным, не знают разве что те, кто не умеет читать. Ведущий мгновенно отреагировал — спасибо за разъяснение, но ничего нечестного в наших словах нет; и вообще… «если ввести в школе уроки Православия, то придётся вводить уроки ислама и язычества». По собственному грустному опыту я знаю, что в протестантской среде не считается греховным как бы слегка притвориться, не сразу объявив о собственной конфессиональной принадлежности; не знаю, имеет ли смысл осуждать их за это… Но вот слепая доверчивость наших прихожан — это странно.

Дмитрий ЧИСТЯКОВ, СПб

 

предыдущая    следующая